АДГС (Активно-Дефицитное и Сверхволеизбыточно-Деятельное Состояние) — это недуг в области психоневрологии, который встречается у приблизительно 8% подрастающего поколения и около 2,5% взрослого населения. Оно характеризуется повышенной активностью, возбудимостью (гиперактивностью), импульсивностью и нарушением способности к сосредоточенному вниманию.
В Российской Федерации это состояние выявлено у 7–16% детей. Преобладание мужского пола среди диагностированных 3:1.
Людям с АДГС бывает сложно управлять своим поведением, что приводит к конфликтам с близкими, семьей или коллективом в школе или на работе. Как следствие, нередко возникают другие психологические или психиатрические расстройства, такие как проблемы с самооценкой и депрессия.
Признаки нарушения деятельности внимания и гиперактивности (СДВГ) часто замечаются у детей уже в дошкольном возрасте учителями или родителями. Однако, обычно диагноз ставится в возрасте 7-8 лет, когда ребенок посещает школу. Это расстройство не оказывает влияния на уровень интеллекта, но значительно затрудняет учебный процесс, поддержание дисциплины и выполнение требований учителя.
Следует отметить, что в различных странах процент выявленных случаев СДВГ сильно варьируется. Например, в США распространенность этой патологии среди детей достигает 20%, в то время как в Великобритании колеблется от 1 до 3%. Эти показатели зависят от методов диагностики, принятых в стране социальных норм и классификации поведенческих расстройств. Иногда отношение врачей к нарушению также имеет значение: некоторые медики считают СДВГ «выдуманной» проблемой и не ставят такой диагноз. Родители, с другой стороны, могут списывать проявления синдрома на сложный характер ребенка и не консультироваться с врачом.
Типы СДВГ
Прежде всего, СДВГ бывает детским и взрослым. Эти формы заболевания имеют одну и ту же причину, но отличаются по проявлениям в соответствии с возрастом человека и развитием функций головного мозга.
Также характеристики СДВГ определяются основными признаками, которые наиболее ярко проявляются в поведении: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.
Виды СДВГ по основным признакам:
- преимущественно гиперактивный и импульсивный — встречается примерно в 15% случаев. Обычно диагностируется у детей дошкольного возраста или школьников младших классов. Выражается в необычной отваге ребенка, что может привести к травмам, иногда — к агрессивному поведению;
- преимущественно невнимательный — чаще всего выявляется в подростковом возрасте и составляет до 30% всех случаев. Ребенку трудно сосредотачиваться на задачах, доводить их до конца, выполнять рутинные действия. Он быстро теряет концентрацию и отвлекается на внешние, более интересные для него вещи (порой это мысли или воспоминания);
- смешанный — наиболее распространенный тип СДВГ, который составляет около 50–75% случаев. В данном типе расстройства сочетаются признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Первые два проявления со временем становятся менее заметными, а неспособность концентрироваться на задачах чаще всего остается неизменной.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может возникать как самостоятельное заболевание или сопровождаться другими нарушениями. Существуют два типа этого расстройства: сложный и несложный.
Часто синдром дефицита внимания сочетается с оппозиционным поведением, проявляющимся в агрессивности, неподчинении и нарушении правил поведения.
При тяжелых состояниях, таких как аутизм или умственная отсталость, синдром дефицита внимания с гиперактивностью также может присутствовать, но в качестве вторичного явления или части комплекса симптомов, в то время как основные проявления связаны с первичным нарушением.
Существующие формы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по степени выраженности:
- Легкая форма СДВГ характеризуется проявлениями гиперактивности и импульсивности, которые близки к норме. Человек немного более активный и (или) эмоциональный, чем другие, иногда рассеянный;
- Средняя степень СДВГ означает, что человек значительно активнее других, впечатлительнее и эмоциональнее. Часто теряет вещи, быстро переключает внимание, не может долго сидеть на месте;
- Тяжелая форма СДВГ характеризуется очень заметными проявлениями импульсивности и (или) гиперактивности на фоне других людей и при личном общении. Наблюдаются частые перепады настроения, вспышки гнева, неприличное поведение.
Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут усиливаться при стрессе, ярких эмоциях и недостатке физической активности.
Симптомы СДВГ
Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут сильно различаться. Картина заболевания будет зависеть от того, какой из признаков синдрома является ведущим в структуре нарушения — гиперактивность с импульсивностью, дефицит внимания или все вместе.
Непоседливость проявляется в неспособности оставаться на одном месте, стремлении постоянно двигаться. Возможны нарушения сна, беспричинные бега, ходьба, прыжки или лазание. Движения, как правило, не имеют определенной цели и являются хаотичными.
Дети, страдающие от СДВГ, часто проявляют гиперактивность — они совершают множество бессмысленных движений, стремятся лазать, прыгать и бегать, даже когда это неуместно
Импульсивность выражается в моментальной реакции на любые события. Человек нетерпелив, постоянно болтлив, часто перебивает других и вступает в разговор, не дожидаясь своей очереди или ищет способы обойти это правило. Он делает необдуманные, нелогичные поступки и проявляет свои эмоции, не задумываясь об их последствиях. Именно поэтому дети с СДВГ часто подвергаются дракам или получают травмы.
Отсутствие внимания проявляется тем, что ребенок не способен сконцентрироваться на невозбуждающих его вещах. Например, на подсчете палочек, изучении букв, цифр, запоминании непонятных для него стихов.
С возрастом гиперактивность и импульсивность становятся менее заметными, но недостаток внимания, как правило, продолжает присутствовать.
Если ребенок занимается делом, которое его интересует, проблем с этим нет: он способен долго, как и другие дети, играть в любимые игры, смотреть мультфильмы или увлекаться чем-то приятным для него.
Обычно ребенок способен легко сконцентрироваться даже на скучном занятии в течение определенного времени. Длительность внимания зависит от возраста. Например, для детей 3-4 лет это в среднем 5-10 минут. С возрастом способность удерживать внимание увеличивается, и дети в возрасте 7-8 лет могут концентрироваться около полутора часов.
Однако, если у ребенка в 12 лет не хватает внимания даже на 5-10 минут (что обычно доступно 3-летним), это может быть признаком нарушения внимания.
Признаки СДВГ у детей
У детей с «классическим» СДВГ (в смешанной форме) симптомы начинают проявляться уже в возрасте 3-4 лет. Они становятся раздражительными, нетерпеливыми, быстро утомляются, подвержены импульсивности, что может привести к травмам себя или других. Другими словами, эмоции контролируют ребенка.
Если малыш очень бойкий или непоседливый, это не означает, что у него есть СДВГ. Точный диагноз может поставить только специалист-психиатр.
Часто у детей с СДВГ проявляется нетерпение: они стремятся получить желаемое как можно быстрее, прерывают других, не обращая внимание на правила хорошего тона. Некоторые из них не могут принять поражение в играх и становятся агрессивными при проигрыше.
После проявления эмоций ребенок часто устает — становится резким и капризным, но в то же время могут возникнуть проблемы со сном. Родители обычно называют такое состояние «переутомился».
Чрезмерная настойчивость и упорство — еще одна черта, присущая детям с СДВГ. Ребенок всегда требует внимания и общения, настойчиво добивается своего, даже если ему отказывают. Он не слушает объяснений, игнорирует призывы к дисциплине и послушанию.
В процессе обучения детей с СДВГ возникают постоянные трудности. У них преобладает непоседливость, неспособность сосредоточиться на заданиях и довести их до конца. Кроме того, детей мешают забывчивость и рассеянность. Они могут погонять за брошенным мячом, но почти мгновенно отвлекуться на что-то другое по пути, и их внимание больше не вернется к мячу, если их не напомнят. Образовательные упражнения, такие как изучение цифр или букв, математические вычисления, задачи — быстро надоедают детям с СДВГ.

Детям, страдающим СДВГ, бывает сложно сосредоточиться, что влияет на их успехи в учебе.
Другими словами, дети с СДВГ испытывают затруднения с соблюдением норм поведения и выполнением необходимых действий, таких как концентрация, выполнение задач, запоминание, длительное внимательное прослушивание. Это для них непростая задача, требующая значительных усилий.
Попытки родителей восстановить контроль над поведением ребенка с импульсивным типом СДВГ (например, уловить и усадить поблизости, чтобы не убегал) могут вызвать агрессию со стороны ребенка: истерику, крики, разбрасывание вещей, попытки ударить, укусить взрослого или совершить какие-либо действия в знак протеста.
Особенности гиперактивности, импульсивности и невнимательности наблюдаются у многих детей. Однако различие заключается в том, что у здорового ребенка эти эмоциональные колебания менее интенсивны, проявляются реже и проходят легче, как для самого ребенка, так и для окружающих. Он способен самостоятельно успокаиваться, контролировать свои эмоции и подчиняться воздействию со стороны взрослых. Кроме того, не выделяется своим отклоняющимся поведением на фоне других детей.
Однако, в случае если у родителей нет опыта общения с детьми, они часто игнорируют проявления СДВГ, приписывая поведение ребенка его индивидуальным особенностям и борются с ним исключительно педагогическими методами.
Возможные признаки СДВГ у детей:
- поведение построено на гиперактивности;
- невозможность управлять сильными эмоциями, нетерпимость, частые колебания настроения;
- сложности с концентрацией внимания и его быстрая смена;
- высокий уровень агрессии, раздражительность, склонность к слезам, особенно если что-то идет не по плану ребенка;
- нелогичные действия (например, убегать, когда просят сесть).
Признаки СДВГ у подростков и у взрослых
У большинства людей в подростковом и зрелом возрасте сохраняется синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) примерно в 50–80% случаев. Со временем симптомы становятся менее выраженными. Импульсивные проявления становятся более умеренными и превращаются во внутреннее беспокойство, однако эмоциональная неустойчивость может сохраниться. Она проявляется в нетерпеливости, излишнем возбуждении по поводу любых событий и бессмысленных поступках, таких как беспричинные и неразумные расходы, спешка, вспыльчивость и всплески гнева «из пустого».
У взрослых нарушения внимания проявляются невозможностью эффективно распределять время, определять приоритеты, планировать и доводить дела до конца. Любые задачи, состоящие из нескольких этапов, требующие запоминания информации и длительных усилий ума, могут стать действительной проблемой для человека с СДВГ.
Кроме того, у людей с СДВГ часто возникает необходимость менять свои увлечения. Их деятельность, связанная с этими увлечениями, часто остается недоделанной: они бросают начатые шитье, незаконченные модели и тому подобное.
У взрослых с СДВГ на первый план выходит тревожность, а также неспособность эффективно управлять временем, определять приоритеты и сосредотачиваться.
Важно отметить, что проявления синдрома зависят от пола человека. Так, у девушек и женщин встречается в основном невнимательный тип СДВГ. Гиперактивность, если она проявляется, выражается умеренно: разговорчивостью, беспокойством, некоторой рассеянностью и чувствительностью к стрессам. Во многих странах такие особенности принимаются за элементы женского характера и недооцениваются.
У молодых людей и мужчин часто выявляют смешанный тип СДВГ. Помимо дефицита внимания, они также проявляют некоторую вспыльчивость, поэтому люди с смешанным типом расстройства могут сталкиваться с трудностями в общении, попадать в аварии из-за импульсивных действий на дороге и вовлекаться в конфликты как дома, так и на работе. Все эти проблемы могут сопровождаться постоянным внутренним чувством тревоги, чувством вины из-за неспособности справиться со всеми задачами на работе, в учебе или карьере.
Причины возникновения СДВГ
Причина возникновения синдрома дефицита внимания у детей до сих пор остается неизвестной. Однако исследователи обратили внимание на отличия в работе некоторых участков мозга у детей с СДВГ. Например, лобная доля, префронтальная и задняя теменная кора, ответственные за контроль эмоций, поведения, неадекватных реакций, а также активное внимание, планирование действий, движения и речь.
Дети с СДВГ испытывают затруднения в контроле своего поведения из-за специфики мозговой деятельности.
Выделяются две основные группы причин, приводящих к изменениям в работе мозга: генетические и биологические.
Генетическая предрасположенность — одна из наиболее частых причин возникновения СДВГ. Унаследование патологии от близких и дальних родственников составляет около 76%.
Как правило, детям передаются изменения в генах, ответственных за обмен дофамина и норадреналина. Эти нейромедиаторы являются веществами, отвечающими за передачу сигналов между клетками мозга (нейронами). Из-за неправильного обмена нейромедиаторов нарушается работа мозга и появляются характерные признаки СДВГ.

Нейроны «общаются» друг с другом с помощью нейромедиаторов и электрических импульсов. Любое искажение таких сигналов оказывает влияние на работу мозга
Физиологические факторы — это причины, которые могут воздействовать на структуру мозга у ребенка. Это включает употребление матерью алкоголя и наркотических веществ во время беременности, а также определенные патологии. Например, недоношенность, низкий вес при рождении, травмы головного мозга или гипоксия (кислородное голодание).
Остальные факторы, которые могут вызвать усиление симптомов СДВГ, скорее относятся к рискам.
Факторы риска СДВГ
Как указано ранее, СДВГ происходит из-за неправильного функционирования мозга — это основная причина заболевания. Однако под воздействием неблагоприятных внешних факторов симптомы СДВГ могут усилиться.
Факторы, способствующие ухудшению состояния при СДВГ:
- социальные — конфликты внутри семьи, наличие агрессивных людей в окружении, серьезные разногласия между родителями, алкоголизм в семье, физическое насилие. Эти ситуации стирают границу между «хорошим» и «плохим» поведением. Например, если ребенок видит, что его родители ссорятся или используют насилие (удары, физическое удержание), он считает такое поведение нормальным и может применить его к своим сверстникам, не пытаясь сдерживаться;
- психологические — ругань, осуждение и критика со стороны взрослых не учат ребенка сдерживать свои импульсы. Напротив, он становится более замкнутым: снижается самооценка, пропадает воля исправиться или обсудить с взрослыми проблемы, связанные с самоконтролем. Иногда у ребенка усиливается раздражительность и агрессивное поведение;
- пищевые — недостаток веществ, необходимых для функционирования мозга, может способствовать появлению симптомов СДВГ. К ним относятся различные витамины, макро- и микроэлементы (особенно магний) и полиненасыщенные жирные кислоты омега-3.
Осложнения СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности не является причиной других заболеваний, однако может вызвать различные социально-психологические нарушения. Например, затруднения в общении с другими людьми и формировании межличностных отношений. Часто это приводит к низкой самооценке и появлению чувства неполноценности из-за неудач в учебе.
Во взрослом возрасте синдром дефицита внимания и гиперактивности может стать причиной проблем на работе, а также социального неблагополучия: склонности к употреблению наркотиков, злоупотреблению алкоголем, совершению преступлений и нарушений закона.
Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Диагностику синдрома дефицита внимания и гиперактивности проводят в основном психиатры.
Во-первых, специалист проводит беседу с родителями ребёнка или выясняет у самого пациента, какие признаки заболевания он замечает и как давно. Основным критерием диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности является проявление симптомов нарушения еще в детстве.
Если у ребенка подозревают синдром дефицита внимания и гиперактивности, врач расспросит его мать о протекании беременности. Затем специалист уточнит, в каких условиях живет пациент, как поведение в разных ситуациях: дома, на улице, в школе или на работе.
В процессе беседы врач наблюдает за поведением пациента, при необходимости проведет дополнительные тесты двигательных функций, рефлексов, координации и чувствительности различных частей тела.
Для оценки состояния организма и выявления нарушений со стороны внутренних органов (которые иногда влияют на поведение детей и взрослых) врач может назначить клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи.
Беспокойство и лишняя активность могут быть проявлениями некоторых заболеваний, поэтому необходимо исследовать функцию щитовидной железы, надпочечников и половых желез.
Диагностика психического состояния пациента включает:
- вопросы о месте и времени (где он находится в данный момент, где живет, какое число, день, месяц и год — если пациент уже достаточно взрослый для ответа на такие вопросы);
- оценку речевого развития, способность отвечать на обращение, поддерживать разговор, понимать сложные предложения, слушать их до конца;
- оценку когнитивных функций (логика, анализ, причинно-следственные связи);
- способность фокусировать и сохранять внимание, не отвлекаясь на сторонние предметы.
Для проверки уровня умственных способностей, логического мышления и внимания часто используются разнообразные упражнения, шкалы и тесты. Например, таблицы Шульте (задачи на поиск или распределение цифр в определенной последовательности), счет по Крепелину (вычитание и сложение однозначных и двузначных чисел), корректурная проба Бурдона (пациент должен найти и вычеркнуть определенные символы из бессвязного текста).

Возможный вариант таблицы Шульте. Используется для определения уровня интеллекта
Для окончательного установления диагноза СДВГ, врач может провести анализ симптомов по стандартам, установленным диагностическим руководством по психическим расстройствам (DSM-5), разработанным специалистами из Соединенных Штатов.
Согласно представленному руководству, для постановки диагноза «СДВГ» у ребенка старше 12 лет должно быть как минимум 6 симптомов из указанного списка. С 17 лет достаточно 5 симптомов из двух категорий, связанных с дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью.
Признаки дефицита внимания согласно DSM-5:
- Часто не обращает внимания на детали, допускает ошибки из-за невнимательности при выполнении задач в школе или на работе.
- Часто испытывает трудности с концентрацией внимания при играх или выполнении задач (на уроках, во время разговоров, лекций, чтения).
- Часто кажется, что он не слышит сказанного ему (как будто он сосредоточен на чем-то, хотя объект внимания отсутствует).
- Часто не завершает начатые дела: домашнее задание, обязанности дома или на работе. Не может строго следовать инструкциям, быстро отвлекается.
- Часто испытывает затруднения с организацией и планированием деятельности. Работает хаотично. Не может эффективно распределить время, не соблюдает сроки. Не справляется с последовательностью действий, не поддерживает порядок на рабочем месте.
- Часто избегает задач, требующих умственного напряжения (крупные домашние задания, у взрослых — курсовые работы, большие отчеты).
- Часто теряет различные предметы (от карандашей, резинок для волос и тетрадей до кошелька, банковских карт, ключей от дома, документов, мобильных телефонов).
- Часто отвлекается на посторонние раздражители (у детей — игрушки или другие интересные предметы, у подростков и взрослых — даже собственные мысли, не связанные с основной задачей).
- Часто забывает о планах (о назначенных встречах, задачах, обязанностях).
Признаки гиперактивности и импульсивности согласно DSM-5:
- Часто делает бессмысленные движения, ёрзает на месте пальцами, руками, ногами.
- Часто покидает зарезервированное место в классе или на работе (даже если это запрещено, например на уроке в школе или на совещании в офисе).
- Часто бегает вокруг чего-то, лезет, даже если это поведение неуместно (у подростков и взрослых это может вызывать беспокойство).
- Часто не может сосредоточиться на игре или задаче. Проявляется как невозможность заниматься одним делом продолжительное время.
- Часто суетится. Не может долго сидеть неподвижно, к примеру, в кафе или на совещаниях.
- Часто много говорит. Особенно это заметно, если разговор неуместный или бессмысленный.
- Часто отвечает быстро, не размышляя или не дослушивая вопрос до конца.
- Часто проявляет нетерпеливость, не может спокойно ждать своей очереди, стремясь её обойти.
- Часто перебивает и вступается в разговор других. Может умышленно пользоваться чужими вещами без разрешения, вмешиваться в работу коллег, захватывать дела или задачи без их ведома.
Для сложных случаев СДВГ может потребоваться проведение аппаратной диагностики. Пациента направляют на энцефалограмму (которая отражает функциональную активность различных отделов мозга), реоэнцефалограмму (для оценки функции сосудов головного мозга), а также на эхоэнцефалограмму и компьютерную или магнитно-резонансную томографию — эти методы исследования применяются при подозрении на врожденные или приобретенные патологии головного мозга.
Как правило, диагноз «СДВГ» устанавливается на основе анамнеза, симптомов, поведения пациента и результатов тестирования. Аппаратная диагностика используется реже.
Лечение СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности успешно лечится, если родители ребенка своевременно обращаются к врачу. Существуют два основных метода коррекции симптомов СДВГ: психотерапевтический и медикаментозный.
Поведенческая психотерапия
Для излечения часто используются психотерапевтические методы, включая семейную и поведенческую терапию. Доктор разъясняет родителям, как правильно взаимодействовать с ребенком, чтобы помочь ему научиться контролировать свои поступки и чувства. Например, положительные результаты достигаются при использовании системы поощрений: если ребенок выполняет задание правильно, он сразу же получает похвалу или награду.
При взаимодействии с самим пациентом специалист проводит терапевтические разговоры, обучая его самоконтролю и сосредоточенности в игровой форме. Если пациент — взрослый, врач пояснит, какие методы и упражнения можно использовать для улучшения состояния.
Также, рекомендуется родителям детей с СДВГ общаться с учителями в школе, обсуждать состояние ребенка и советы по влиянию на него. Агрессивные действия со стороны учителей могут сорвать все усилия психотерапевта и родителей. В этом случае существует опасность, что признаки СДВГ продержатся до взрослого возраста, что отразится на качестве жизни пациента.
Если необходимо (особенно при тяжелом протекании СДВГ), можно выбрать специализированное учебное заведение с опытными педагогами, знакомыми с работой с детьми с СДВГ. Также может быть полезно нанять для ребенка репетиторов. Обучение по специальной программе и индивидуальный подход помогут ребенку легче усваивать учебный материал.
Лечение препаратами
Обычно лекарства прописываются только с начала школьного возраста и в случаях, когда психотерапия не дает результатов – особенно при тяжелом течении заболевания. Поскольку причина СДВГ – это биологические процессы в мозге, их коррекция может смягчить проявления патологии и помочь пациенту с самоконтролем.
Для лечения СДВГ используют ингибиторы обратного захвата норадреналина, антагонисты адренорецепторов и другие лекарственные препараты, которые регулируют количество нейромедиаторов и их обмен в мозге. Однако в некоторых случаях могут возникать побочные эффекты от таких препаратов. Среди них тошнота, головокружение, нарушение сна, агрессивность и раздражительность, сонливость, а также другие симптомы, которые могут затруднить лечение.
Вспомогательные методы терапии
Для пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) рекомендуется регулярная дозированная физическая активность, так как она способствует улучшению состояния и снятию симптомов гиперактивности у детей.
Также важно, чтобы дети и взрослые с СДВГ правильно питались, соблюдали режим дня и спали не менее 8 часов в сутки.
Прогноз развития СДВГ
Около трети детей вырастают из синдрома дефицита внимания и гиперактивности. С возрастом их мозг адаптируется к особенностям обмена нейромедиаторов либо восстанавливается, и симптомы становятся практически незаметными.
Однако примерно половина взрослых, у которых диагностировали СДВГ в детстве, отмечают, что симптомы сохраняются. Это затрудняет общение, карьерный рост и установление личных отношений.
Хорошее взаимодействие в семье, своевременное лечение и профессиональная помощь педагогов могут улучшить прогноз при синдроме. Если к СДВГ присоединяются другие психические расстройства или травмы, прогноз становится менее благоприятным. Развитие синдрома может только ухудшить состояние пациента и ухудшить его качество жизни.
Источники
- Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / NHS. 2021.
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) / American Psychiatric Association. 2013.
- What is ADHD? / American Psychiatric Association. 2022.
- Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ) / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015
- Song P., Zha M., Yang Q., и др.. The prevalence of adult attention-deficit hyperactivity disorder: A global systematic review and meta-analysis // J Glob Health. 2021. Vol. 11. P. 04009. doi:10.7189/jogh.11.04009
- Brahmbhatt K., Hilty D. M., Hah M., и др. Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder During Adolescence in the Primary Care Setting: A Concise Review // J Adolesc Health. 2016. Vol. 59(2). P. 135–143. doi:10.1016/j.jadohealth.2016.03.025
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическое расстройство, которое характеризуется повышенной двигательной активностью, недостатком внимания и импульсивностью у детей и взрослых.
Какие симптомы могут свидетельствовать о наличии СДВГ?
Симптомы СДВГ могут включать в себя быструю утомляемость, повышенную раздражительность, затрудненность в выполнении задач, нарушение внимания и памяти, неспособность к организации и планированию действий, непоследовательное поведение и другие.
Каковы причины появления СДВГ?
Причины появления СДВГ могут быть различными, включая генетическую предрасположенность, дисбаланс нейротрансмиттеров в мозге, неблагоприятное психосоциальное окружение, ранние травмы головного мозга, воздействие внешних факторов и т.д.
Каковы методы лечения и помощи при СДВГ?
Лечение и помощь при СДВГ могут включать в себя психотерапию, фармакотерапию, психообразовательные программы, коррекцию питания, режима сна и физической активности, семейную поддержку, различные методики для развития навыков самоконтроля и т.д.