Синдром Аспергера — это врожденное расстройство психологического развития, источником которого является затруднение в социальном взаимодействии. Люди, страдающие этим синдромом, могут испытывать затруднения в общении с окружающими, формулировании своих мыслей и понимании чужих эмоций.
У людей с синдромом Аспергера часто наблюдается зацикленность, проявляющаяся в стереотипных поведенческих шаблонах, узких интересах и предпочтениях. Несмотря на неуклюжее поведение, они могут обладать высоким интеллектом и талантами в различных областях.
Название синдрому дал австрийский психиатр Ганс Аспергер, который в 1944 году опубликовал статью, подробно описывающую поведение мальчиков с нормальным уровнем интеллекта и развитием речи, но имеющих сложности в общении с другими.
Эти дети не стремились к общению с другими детьми своего возраста, их выражение лица и жесты были минимальными, а речь звучала формально. По мнению Аспергера, они почти не обращали внимание на мир вокруг, зато могли быть полностью поглощены какой-то узкой темой или занятием. Например, проявляли интерес к цифрам и легко выполняли сложные арифметические вычисления в уме, хотя никто не учил их этому специально и не просил так делать. Аспергер называл их «маленькими профессорами» и считал их поведение легкой формой аутизма.

Для ребёнка с синдромом Аспергера вызывает трудности находить общий язык со сверстниками
Однако профессиональная деятельность детского психиатра не стала широко известной и не нашла применения в медицинской практике. В 1981 году британская психиатр Лорна Винг представила миру работу австрийского врача и предложила использовать термин «синдром Аспергера» для характеристики особенностей психологического развития. Именно в 80-х годах прошлого века начались исследования синдрома, и данная тема начала обсуждаться в научных кругах.
В 1989 году шведский детский психиатр Кристофер Гиллберг сформулировал диагностические критерии, которые совпадали с классическими описаниями Аспергера и стали известны во всем мире.
Судя по последним данным, Синдром Аспергера теперь признан как отдельное заболевание. На протяжении 90-х годов включен в Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) в категорию «Общие расстройства психологического развития» с кодом F84.5 — синдром Аспергера.
В последующем, в 1994 году, синдром был также включен в четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV) под названием расстройство Аспергера.
Системы классификации
При диагностике и лечении любых психологических или поведенческих расстройств врачи всего мира ориентируются на две основные системы классификации.
- Международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), опубликованную ВОЗ;
- Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM), созданное Американской психиатрической ассоциацией.
В МКБ-10 и в DSM-IV синдром Аспергера – это отдельный диагноз, включенный в группу расстройств аутистического спектра (РАС).
У всех этих расстройств есть общие черты, которые проявляются в разной степени. Среди этих черт – нарушение социального взаимодействия и способов общения, а также стереотипные, ограниченные увлечения и занятия.
В новейших версиях классификаций — МКБ-11 и DSM-V — синдром Аспергера как отдельного диагноза уже нет. В МКБ-11 ему соответствует код 6A02.0 — расстройство аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с легким нарушением речевой функции или без него.
Россия пока не перешла на новую Международную классификацию болезней, переход возможен в 2025 году. А за рубежом, где уже работают по МКБ-11, диагноз «синдром Аспергера» врачи больше не ставят. Однако в обиходе и в литературе термин все еще часто используется. Пациенты и их близкие нуждаются в помощи (медицинской, социальной, психологической), поэтому возражают против удаления синдрома из классификации.
Оппоненты теории нейроразнообразия высказывают поддержку исключению синдрома Аспергера из классификаций. По их мнению, назначение такого диагноза может привести к стигматизации, так как это связано с особенностями развития нервной системы, из-за которых у людей мозг функционирует отлично от других. Приверженцы концепции нейроразнообразия разделяют людей на типичных и нейроотличных.
Причины
На сегодняшний день исследователи не могут назвать точные причины появления у детей синдрома Аспергера или других расстройств аутистического спектра (РАС).
Существует точка зрения, что важную роль играет генетика. И хотя конкретные гены пока не изучены, известно, что синдром Аспергера чаще встречается в семьях, где уже есть люди с расстройствами аутистического спектра (например, с классическим детским аутизмом).
Ещё одним возможным фактором является внешнее влияние, которое может негативно повлиять на неврологическое развитие ребёнка ещё во времена внутриутробного периода. Чаще всего это связано с проблемами со здоровьем женщины во время беременности и родов:
- Беременность сопряжена с гестационным диабетом — это когда уровень глюкозы в крови повышается;
- Риск возникновения неврологических проблем у плода при использовании определенных лекарств, например, вальпроевая кислота негативно воздействует на нервную систему младенца;
- Состояние внутриутробной гипоксии, которое приводит к голоданию мозга плода от кислорода;
- Рождение ребенка на отрезке времени от 22 до 37 недель (недоношенность).
Факторы риска лишь увеличивают вероятность возникновения синдрома Аспергера или других аутистических расстройств, однако это не означает, что такие состояния обязательно возникнут.
С середины 90-х годов прошлого века в СМИ активно обсуждалась теория о том, что вакцинация может способствовать развитию Аутизма. Современные исследования не подтвердили связь между прививками и риском возникновения расстройств аутистического спектра.
Как происходит развитие синдрома Аспергера
Отсутствует единая теория о том, как происходит развитие синдрома Аспергера. Большинство специалистов считают, что психические расстройства возникают из-за нарушения процессов созревания центральной нервной системы. Эти нарушения приводят к неправильному формированию связей между различными областями мозга, отвечающими за социальное взаимодействие и общение.
Некоторые исследования указывают не только на нарушение связей между нервными клетками (нейронами), но и на изменения в их структуре. Также отмечается количественный дисбаланс биологически активных веществ (нейромедиаторов), которые отвечают за передачу нервных импульсов, например, увеличение уровня серотонина.
Симптомы синдрома Аспергера
Как и во всех случаях расстройств аутистического спектра, первые признаки синдрома Аспергера проявляются в раннем детстве (до года) или в раннем детском возрасте (от года до трёх лет). В большинстве случаев расстройство обнаруживается в школьном возрасте.
У различных детей могут быть разные симптомы, однако есть общие признаки, характерные именно для синдрома Аспергера.
Социальная изоляция
Детям с синдромом Аспергера трудно понимать чувства, мысли и эмоции других людей. Когда типичный (обычный) человек пытается предсказать поведение другого, он внутренне становится на его место и определяет, как он будет действовать и что при этом почувствует.
Люди с синдромом Аспергера часто не могут понять невербальные сигналы, такие как взгляды, мимика и жесты. Они могут казаться бесчувственными и прямолинейными в общении, не осознавая, что их слова могут оскорбить окружающих. Например, им может быть непонятно, почему нельзя назвать кого-то глупым только из-за его предпочтения в цвете. В результате у людей с синдромом Аспергера возникают трудности с социальным взаимодействием.
Детям с синдромом Аспергера сложно налаживать общение и дружбу, что затрудняет развитие их социальных навыков и приводит к социальной изоляции. Однако исследования показывают, что внутренне такие дети желают установить отношения с другими, страдая от одиночества и не понимая, почему их отвергают сверстники.
Чувствительность к невербальным сигналам
Невербальные сигналы, такие как визуальный контакт, выражение лица, жесты и язык тела, представляют особую сложность для людей с синдромом Аспергера.
С социальной точки зрения у человека с Аспергером наблюдаются нарушения невербальных сигналов. Например, во время разговора он может не смотреть в глаза собеседнику или, наоборот, смотреть слишком интенсивно. Обычный человек быстро заметил бы такое отклонение и испытал бы недоумение, в то время как человек с Аспергером не принимает этого к сведению.

Детям с синдромом Аспергера сложно распознавать мимику и другие невербальные сигналы других людей
Людям с синдромом Аспергера затруднительно понять выражения лиц окружающих. В же сам имеет малообразное выражение лица, что порой заставляет окружающих сомневаться, рады ли или печальны они в данный момент.
Эмоциональные выражения могут быть ограниченными или, наоборот, слишком усиленными. Иногда люди с синдромом проявляют странные жесты — они плохо контролируют свое тело. Именно поэтому такие дети часто становятся объектом насмешек со стороны своих сверстников.
Проблемы речи и языка
У людей с синдромом Аспергера, как правило, развита хорошая речь, они не испытывают трудностей с выбором слов или построением фраз. Но существуют определенные особенности их языкового поведения.
Человек с расстройством Аспергера использует речь в качестве инструмента для передачи информации, а не для общения. Из-за этого его речь звучит монотонно и ритмично — это называется «роботизированной речью». Он понимает сказанное буквально и не улавливает смысл аллегорий, метафор, сарказма и намеков. Также неправильно использует интонацию и тон голоса, например, говорит громко в ситуациях, где это не принято.
Речь у индивида с синдромом Аспергера зачастую выделяется своей изысканностью, формальностью или структурированностью. Например, маленький ребенок может говорить таким образом, как будто он профессор университета. Многие люди с синдромом Аспергера вкрапляют в разговор вымышленные, устаревшие слова или используют необычные их сочетания. Некоторые отлично владеют письменной речью, но испытывают затруднения с устной.
Проблемы с сенсорным восприятием
У людей с синдромом Аспергера часто наблюдаются нарушения сенсорного восприятия — оно может быть усиленным или ослабленным, затрагивать один или сразу несколько органов чувств.
Чаще всего страдает слуховая чувствительность. Какой-либо звук для человека с расстройством Аспергера может быть невыносимым, в то время как окружающие вообще не реагируют на него — например, шум работающего пылесоса, звонок телефона или стуки колпачка ручки.
Прикосновения и объятия могут вызывать неприятные ощущения у человека, в то время как другие тактильные воздействия, например вибрация стиральной машины, могут приносить удовольствие.
Некоторые люди испытывают реальный стресс от касания определенных тканей. Часто родители не могут понять, почему их ребенок начинает истерику и срывает с себя новую рубашку. Взрослые часто считают это просто капризом, в то время как для малыша это просто нестерпимые физические ощущения.
Люди с синдромом Аспергера могут быть очень привередливы в еде — они могут отказываться от еды определенной текстуры, запаха, температуры или вкуса. Некоторые нуждаются в том, чтобы потрогать еду пальцами перед тем, как положить ее в рот. Для кого-то различие текстур в одном блюде может вызвать тошноту (комочки в каше, лапша с овощами).
Искажение зрительного восприятия может проявляться в том, что один цвет кажется чрезмерно ярким и насыщенным, а другой — невыразительным и блеклым. У некоторых людей есть явное увлечение визуальными деталями: они могут долго изучать рисунок на ковре или игру пылинок в солнечном свете. Описаны случаи, когда человек не в состоянии увидеть объект, находящийся прямо перед его глазами — ребёнок не замечает книгу, лежащую перед ним на столе, даже если окружающие пытаются указать на неё.
Ограниченные интересы
Дети с синдромом Аспергера могут целыми днями увлекаться повторяющимися и стереотипными играми. Часто они увлекаются коллекционированием предметов, которые занимают всё их время и внимание. Коллекции могут быть обычными (марки, этикетки, монеты, упаковки от конфет) или специфическими (жёлтые карандаши, унитазные щётки).
В раннем детстве дети могут изменить свои интересы — от сбора предметов к тематическому коллекционированию. Вместо игрушек они предпочитают факты и цифры, которые могут показаться безполезными для жизни. Они могут обсуждать это с увлечением, независимо от того, заинтересован ли в этом собеседник. В комнате такого ребенка обычно полно предметов его интересов. Ему очень тяжело, если кто-то из родителей выкидывает или перемещает их.

У многих людей с синдромом Аспергера есть специфический набор интеллектуальных или художественных интересов и талантов
Навыки в своей области интереса у людей с синдромом Аспергера формируются с детства и продолжают развиваться как в детстве, так и во взрослой жизни. Независимо от выбранной сферы деятельности, они отличаются выдающейся настойчивостью: в тех ситуациях, где другие могут сдаться и отступить, человек с синдромом Аспергера сохраняет упорство в достижении поставленных целей.
Двигательные навыки
У детей с синдромом Аспергера иногда наблюдается задержка в развитии двигательных навыков и неуклюжесть в их проявлении. Из-за этого им сложно общаться с другими детьми и принимать участие в совместных играх. Они могут испытывать затруднения с пониманием правил спорта, ловкостью в ловле мяча или участием в активностях на детской площадке, даже если они видели, как их сверстники успешно выполняли эти же действия.
Они могут испытывать затруднения с застегиванием кнопок, завязыванием шнурков, использованием столовых приборов или ножниц. В связи с проблемами в ощущении своего тела в пространстве люди с синдромом Аспергера часто спотыкаются, сталкиваются с различными предметами, проливают напитки, ходят странным шагом, лишенным плавности или синхронности движений.
Интересно, что у некоторых из них неуклюжесть и рассинхронизация движений исчезают во время занятий плаванием или верховой ездой.
Особенности когнитивных способностей
Вопреки широко распространенному убеждению, не все люди с синдромом Аспергера — гении. Хотя они часто проявляют продвинутые способности в языке, математике, пространственном мышлении, музыке, это может быть сбалансировано заметными задержками в развитии в других областях. Например, им трудно сосредоточиться и переключаться внимание.
Когда интересы человека с синдромом Аспергера совпадают с его деятельностью, его уровень внимания может быть выше обычного — он полностью погружается в выполнение задачи и не отвлекается на внешние раздражители. Он испытывает крайнюю сложность в переключении на другое занятие, реагировании на комментарии, просьбы или указания, нарушая свою полную сосредоточенность на интересной задаче. Это часто приводит к проблемам в учебе и работе.
У людей с синдромом удивительно хорошая долговременная память для событий, дат и фактов, но одновременно у них возникают трудности с помнением текущих задач. Объем рабочей памяти у них может быть значительно меньше. Также они часто имеют проблемы с гибкостью мышления и находят сложности в поиске альтернативных решений. Но из-за своих проблем с общением у них меньше времени уходит на взаимодействие с другими людьми, что освобождает время для других дел. Возможно, именно поэтому у них такие глубокие познания в интересующих их областях.
Как диагностировать синдром Аспергера
Отсутствует универсальный тест для диагностики синдрома Аспергера. Специалисты производят осмотр, психологические оценки, наблюдения за поведением и взаимодействием с окружающими, анализируют историю развития расстройства и текущие симптомы у каждого конкретного человека. Затем сравнивают клинические данные с установленными диагностическими критериями для сделать вывод о соответствии или несоответствии.
Чем сильнее проявляются нарушения социальной коммуникации и стереотипное поведение у ребенка, тем скорее родители обратятся за медицинской помощью.
У синдрома Аспергера, в отличие от классического аутизма, симптомы более мягкие, и многие родители не обращают на них внимание. Например, как описывает поведение ребенка родитель: «Не желает играть с другими детьми, зато любит читать энциклопедии с утра до ночи».
Дети с узкими интересами обычно быстро учатся читать и считать, легко запоминают информацию, обладают широкими энциклопедическими знаниями и успешно изучают языки.
Взрослые восхищаются способностями детей в юном возрасте, считая их чудом и природными талантами. Но лишь в младших классах в школе начинают обращать внимание на проблемы в общении и взаимодействии у детей. Иногда это становится заметным только в средних и старших классах. У девочек симптомы могут быть менее выраженными, поэтому диагностика синдрома Аспергера у них происходит позже или вовсе не проводится.

Непрерывные интересы и рутинное поведение могут быть симптомами Аспергера
Исследования подтверждают, что у девушек и женщин с расстройствами аутистического спектра узкие интересы чаще связаны с людьми, чем с безжизненными объектами или науками. Поэтому они более общительны. Это могут быть увлечения героями мультфильмов, музыкантами или актерами. Также у девушек реже встречается стереотипное поведение и лучше развиваются социальные навыки. В медицинской литературе даже присутствует термин «женский фенотип РАС».
В России с 2019 года для раннего выявления РАС врачи-педиатры проводят профилактические осмотры (скрининг) детей, достигших двухлетнего возраста, по специальным опросникам. Доказано, что такой подход более эффективен, чем диагностика только по клиническим симптомам.
Методы лечения аутизма
Для лечения синдрома Аспергера и других расстройств аутистического спектра (РАС) не используются медикаменты. Основное внимание уделяется развитию социальных навыков, коррекции навязчивых стереотипов и физической неуклюжести.
Существует несколько целевых программ, помогающих детям развиваться и улучшать качество жизни. Такое обучение проводится как дома, так и в специализированных или образовательных учреждениях при участии специалистов: психологов, логопедов, педагогов и родителей.
Интерактивные вмешательства — это персонализированные программы, направленные на развитие социальных навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающими людьми. Ребята учатся распознавать и исправлять свои поведенческие ошибки, понимать социальный контекст и соблюдать правила, работают над эмоциональным регулированием, снижением устойчивых интересов и повторяющихся действий.
Логопедические воздействия — это специализированная терапия, направленная на улучшение восприятия устной речи, анализ услышанного и деление выводов. В рамках этой программы дети преодолевают трудности с пониманием невербальных средств общения (мимика, жесты) и переносным значением слов и выражений, учатся задавать вопросы и отвечать на них согласно теме разговора и настроению собеседника, а также корректируют высоту, громкость и ритм своей речи.
Образовательные мероприятия — это специальные программы, направленные на улучшение когнитивных способностей детей с расстройствами аутистического спектра. Эти занятия способствуют усвоению информации о мире, развитию внимания, памяти и мышления.

Эффективные результаты в коррекции поведения детей с синдромом Аспергера достигаются при участии специалистов разных профилей и членов семьи.
Для улучшения качества жизни людей с синдромом Аспергера применяются трудовая терапия для развития навыков повседневной деятельности и физическая терапия для содействия развитию функциональных физических способностей (равновесие, координация движений, осанка) и сенсорного восприятия.
Ключевым моментом в лечении аутизма — это обучение родителей. Родителям предоставляют помощь в умении взаимодействовать с детьми, у которых обнаружен синдром Аспергера. Поддержка ребенка в правильном направлении поможет ему освоить необходимые навыки и создаст благоприятные условия для развития.
Прогноз синдрома Аспергера
Прогноз у разных людей с расстройством Аспергера крайне разнообразен. У некоторых с возрастом симптомы уменьшаются: они вполне успешно интегрируются в общество, могут быть не знакомы с некоторыми общепринятыми социальными правилами или проявлять недостаток эмпатии, но это не мешает им взаимодействовать с окружающими и развиваться в выбранной сфере.
У некоторых людей трудности с социальной адаптацией сохраняются на протяжении всей их жизни. Это может привести к серьезным депрессивным и тревожным расстройствам.
Большинство людей с синдромом Аспергера находятся на пересечении между положительным и отрицательным прогнозом. Они стремятся влиться в общество, но, часто не знают, как это сделать, и остаются изолированными и отчужденными. Хотя они могут создавать семьи и заводить детей, ответственность за социальное взаимодействие ложится на их партнеров.
Некоторые взрослые с расстройством Аспергера могут быть весьма общительными и даже восприниматься как эксцентричные. Однако, несмотря на свою активность, они могут вести себя неуместно, проявлять редко чувства к другим, и ставить свои интересы выше интересов остальных.
Самый оптимистичный прогноз для адаптации в обществе и повышения качества жизни связан с детьми, у которых был обнаружен диагноз в раннем возрасте. Специальные образовательные программы помогают им развивать навыки, необходимые для общения с другими людьми.
Источники
- Расстройства аутистического спектра : клинические рекомендации / Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику. 2020.
- Hosseini S. A., Molla M. Аспергер синдром // StatPearls. 2023.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера — это расстройство из спектра аутизма, которое характеризуется проблемами в общении и взаимодействии с окружающим миром, а также повышенным интересом к определенным предметам или темам.
Какие основные признаки синдрома Аспергера?
Основные признаки синдрома Аспергера включают в себя ограниченные навыки социального взаимодействия, повышенную заинтересованность в определенных узких темах, строгое придерживание рутин, чувствительность к изменениям и особым потребностям в структуре и организации.
Каковы причины появления синдрома Аспергера?
Причины появления синдрома Аспергера до конца не изучены, однако считается, что генетические факторы и воздействие окружающей среды могут играть роль в развитии этого расстройства.
Как можно облегчить жизнь человеку с синдромом Аспергера?
Для облегчения жизни человека с синдромом Аспергера важно создать поддерживающую и структурированную среду, предоставить доступ к подходящему образованию и профессиональной помощи, а также обучить коммуникационным навыкам и стратегиям управления стрессом.
Могут ли люди с синдромом Аспергера вести нормальную социальную жизнь?
С людьми с синдромом Аспергера могут быть сложности в социальном общении, однако при соответствующей поддержке, понимании и обучении они могут успешно вести социальную жизнь, общаться с окружающими и находить общие интересы.
Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера — это форма аутизма, характеризующаяся нарушениями в общении и взаимодействии, а также ограниченными интересами и поведением. Люди с синдромом Аспергера обычно имеют нормальный или высокий уровень интеллекта, но испытывают трудности в социальном взаимодействии.
Какие основные признаки синдрома Аспергера?
Основные признаки синдрома Аспергера включают в себя трудности в общении и взаимодействии с другими людьми, повторяющиеся стереотипные действия или интересы, ограниченные и односторонние темы разговора, трудности в понимании невербальных сигналов и эмпатии, а также стремление к рутине и избегание изменений.