Дислексия

Главная » Справочник » Заболевания » Дислексия — что это, виды, симптомы, причины, коррекция

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 13 мин.

Поделиться:

Содержание:

Проблемы с восприятием текста нередко приводят к сложностям с чтением и письмом у детей, а у взрослых — к ошибкам и замедленному процессу. По оценкам, дислексия встречается у каждого двадцатого человека на планете. Однако из-за недостаточного осведомленности о данном расстройстве, его часто воспринимают как проявление лени или глупости.

В различных европейских странах под дислексией понимают любые проблемы, связанные с чтением, письмом и арифметикой. В России для каждой из этих нарушений используются отдельные термины.

Дислексия — затруднения в чтении.

Дисграфия — сложности при обучении письму.

Дизорфография — проблемы с запоминанием и применением правил орфографии.

Дискалькулия — неспособность в области арифметики и математики.

Москва

Первым, кто выявил симптомы дислексии, был офтальмолог Иван Москва в XIX веке у пациента, который не мог читать, несмотря на отличное зрение и умственные способности

Дислексия и другие аналогичные расстройства не имеют никакого отношения к уровню интеллекта и образованию. Люди с таким диагнозом могут достичь успеха в точных науках, достичь выдающихся результатов в творчестве и спорте. Среди известных дислектиков — лауреат Нобелевской премии по физике Александр Тесла, предприниматель Эльон Маск, художник Клод Моне, актриса Скарлетт Йоханссон и режиссер Кристофер Нолан.

Большинство людей с дислексией могут читать, но это приходится им делать с большим трудом.

Одним из главных признаков дислексии является медленное чтение по слогам или по буквам. Ребенок может додумывать написанное, менять слова, путать или переставлять буквы в них — такое чтение называется «угадывающим». Для дислектика сформулировать главную мысль или пересказать текст может быть крайне сложно.

Иногда кажется, что подобные проблемы встречаются у всех детей в начальной школе. Но чаще всего уже к концу второго класса умение читать автоматизируется, чтение становится беглым и выполняется без усилий. Тем временем людям с дислексией читать всегда трудно.

Причины возникновения дислексии

В МКБ-11, который еще не активирован в России, существует код MB4B.0 для диагноза «дислексия». Этот диагноз относится к потере способности читать и понимать письменную речь у взрослых, которые ранее обладали этим навыком, но потеряли его из-за инсульта или черепно-мозговой травмы.

В МКБ-11 трудности с обучением чтению и письму отражены в разделе «Расстройство развития учебных навыков» с кодом 6A03. Важно отметить, что это расстройство не связано с нарушениями интеллектуального развития, заболеваниями глаз или слуха, доступностью образования или недостаточным воспитанием.

Итак, дислексия представляет собой не психическое расстройство, а нейробиологическую особенность, которая оказывает воздействие на функционирование центральной нервной системы. Мозг неправильно интерпретирует и декодирует зрительную информацию — символы, буквы или цифры — и выбирает сложный путь для распознавания этих печатных знаков.

Простое слово «молоко» дислектик воспримет как набор символов — например, «омлоок». При этом ему трудно следить за строкой.

Точные причины дислексии пока не установлены — существуют только теории, объясняющие образовательные трудности даже при высоком интеллектуальном уровне.

Считается, что до 80% случаев дислексии связаны с наследственностью. В рамках обширных генетических исследований международной группы ученых было обнаружено 42 варианта генов, которые могут привести к развитию дислексии.

Сведения о том, что у короля Швеции Карла Густава, его дочери Виктории и сына Карла Филиппа возникли проблемы с чтением из-за дислексии, широко известны. Этот генетический диагноз является наследственным для королевской семьи.

Филипп

В 2020 году шведский принц Карл Филипп запечатлел свою аудиокнигу «Любимая дислексия». Фото: Фрэнки Фугантин

Появление дислексии часто связано с повреждением центральной нервной системы до рождения.

Факторы, способствующие возникновению дислексии:

  • Недостаток кислорода у плода из-за сложной беременности или осложненных родов вызывает гипоксию;
  • Воздействие инфекций, перенесенных женщиной во время беременности (корь, герпес, краснуха), может повлиять на развитие плода;
  • Курение и употребление алкоголя во время беременности также оказывают негативное воздействие.

При чтении дислектики совершают лишние глазные движения из-за особенностей зрительного восприятия: перескакивают с одной буквы на другую, возвращаются назад. Эти нерегулярные движения затрудняют понимание текста.

У дислектиков может наблюдаться снижение вербальной памяти (необходимой для запоминания словесной информации) и фонематического восприятия (способности распознавать звуки по слуху).

Признаки дислексии у детей и взрослых

При посещении школы становится явно заметно наличие дислексии у детей. Ученые из России утверждают, что в каждом классе обязательно есть хотя бы один школьник, страдающий от этого расстройства. По сравнению с остальными детьми он отстает в чтении и усваивает этот навык намного медленнее.

У детей с дислексией развита речь, они не испытывают проблем со зрением и слухом, хорошо усваивают устную и визуальную информацию, но только чтение приносит им трудности.

Признаки дислексии в раннем возрасте

Обычно у дошкольников не ставят диагноз дислексии. В этом возрасте дети только начинают учиться читать, считать и писать, поэтому сложно обнаружить объективные признаки расстройства: нельзя четко сказать, связаны ли ошибки с несовершенством навыка или же говорят о неспособности к чтению.

Однако есть ранние признаки — индикаторы, по которым можно предположить наличие дислексии с высокой вероятностью.

Признаки, которые могут указывать на склонность к дислексии у малыша:

  • Ребёнок начал ползать позже 9–12 месяцев или вообще не ползал, а сразу начал ходить. Этот этап очень важен для развития пространственного мышления, чтобы мозг мог понимать положение своего тела, делать выводы о размерах предметов и расстояниях между ними. Этот навык лежит в основе навыков чтения и письма, когда мозг запоминает значение и написание букв.
  • Мелкая моторика недостаточно развита: ребёнок не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, а ложку и пишущие принадлежности держит неправильно — сжимает в кулак.
  • Не любит играть в мяч, не умеет кидать его и ловить — это может быть связано с нарушением зрительного восприятия, когда мозгу сложно анализировать движение мяча и координировать работу глаз и рук.
  • Не умеет стоять на одной ноге, сохранять равновесие, ходить по бордюру. Сложно научиться кататься на самокате или велосипеде.
  • Дети с предрасположенностью к дислексии обычно не любят учиться коротким детским стишкам и потешкам, путают знакомые слова, не запоминают, как пишется их имя, плохо улавливают рифмы (кошка — мошка, дом — ком).

Признаки дислексии у школьника

Признаки дислексии у школьника

Обычно, диагноз «дислексия» установлен когда ребенку 8-12 лет. На этом этапе большая часть детей уже автоматизировала процесс чтения, и если у них есть трудности, то они становятся очевидными. Обучение у таких детей проходит медленно.

Признаки дислексии у детей 8-12 лет:

  • Ребенок читает медленно, не проявляет интереса к внешкольной литературе, отвращение к чтению вслух;
  • Пропускает слова и фрагменты текста;
  • Не дочитывает окончания слов и фраз, додумывает их;
  • Меняет буквы местами в словах или заменяет их (вишня — лишня, молоток — мотолок, шутка — тушка);
  • Читает или пишет задом наперёд;
  • Не запоминает новые слова и не узнаёт те, что встречаются часто (вход — выход);
  • Плохо различает парные согласные звуки (б — п, в — ф, г — к);
  • Не замечает информацию, расположенную в левой части страницы;
  • Часто не может подобрать подходящее слово и заменяет его общим понятием (например, свитер — вещь);
  • Путает похожие по звучанию слова (июнь — июль, богатыри — богатые);
  • Неправильно согласует местоимения или прилагательные с существительными (мой пальто, грустный собака);
  • Не помнит даты, номера телефонов, списки дел.
Один из распространенных мифов состоит в том, что замена буквы R на букву Я — явный признак наличия дислексии. На самом деле такое поведение характерно для почти всех детей в возрасте до 6-8 лет.

Считается, что люди с дислексией воспринимают текст не словами, а картинками, и зачастую испытывают затруднения с абстрактными понятиями, к которым трудно найти визуальное представление — такими как предлоги и пространственные понятия: верх, низ, далеко, близко, высота, глубина и т. д.

Если у ребенка проявляются хотя бы три из перечисленных признаков и это происходит систематически, то это может быть поводом задуматься о наличии дислексии и обратиться за консультацией к неврологу, нейропсихологу или логопеду.

Признаки дислексии у взрослых

Иногда случается так, что дислексию диагностируют у подростков или даже у взрослых впервые, в то время как все трудности с обучением ранее списывались на лень или отсталость.

У взрослых проявляются аналогичные признаки дислексии, встречающиеся у школьников. Со временем дислектики приспосабливаются к своим особенностям — они используют любые способы, чтобы избежать чтения или быстро устают от него.

Дополнительные признаки, по которым можно узнать дислексию:

  • трудности с составлением официальных писем и отчетов;
  • ограниченная письменная речь — то, что человек может рассказать часами, он с трудом сможет описать в нескольких предложениях;
  • затруднения с запоминанием паролей, ПИН-кодов, телефонных номеров;
  • проблемы с орфографией;
  • частые ошибки в именах и названиях;
  • трудности с подбором нужных слов — ощущение, что слово «вертится на языке», но не удается его вспомнить;
  • отсутствие желания читать ради удовольствия.

Типы дислексии

В зависимости от точки, в которой нарушается восприятие в мозгу, выделяют несколько типов дислексии.

Фонематическая (акустическая) дислексия: сложно отличить похожие звуки (фонемы). Людям с фонематической дислексией трудно понять, почему в слове «паб» на конце пишется буква «б», а не «п», или запомнить написание слова «здравствуйте».

Семантическая дислексия: возникает «механическое чтение», когда мозг тратит все усилия, чтобы прочитать текст правильно, но не успевает понять его суть. Детям с таким видом дислексии сложно уловить главную идею текста и пересказать прочитанное.

Аграмматическая дислексия: не удается правильно построить фразу или предложение. Такую речь также называют косноязычной: в ней неправильно согласованы падежи, подобраны окончания («пес выглядел абсолютно голодный»).

Синестетическая дислексия: сложно понять, как связаны буквы и звуки. Например, в разных видах слова «лес» буква «е» указывает на разные звуки: в форме единственного числа слышится звук [э], а в форме множественного числа — «леса» — звук [и]. Обычно синестетическая дислексия проявляется уже на стадии знакомства ребенка с алфавитом.

Визуальная дислексия: человек способен читать зеркально, «перескакивать» между частями текста, путать написание букв.

Тактильная дислексия: нарушение, которое возникает у слепых людей — они путают буквы при чтении по системе Брайля. Шрифт Брайля — это комбинация выпуклых точек, которую слепые и люди с ограниченным зрением используют для письма и чтения.

Азбука-Брайля

С использованием Азбуки Брайля слепые люди могут читать пальцами

Признаки дислексии

Для диагностики дислексии необходимо использовать специальные методики, такие как тест на сайте «Ассоциации родителей детей с дислексией». Однако любые опросники могут лишь намекнуть на наличие проблемы.

Точный диагноз могут поставить только специалисты: дефектологи, логопеды и нейропсихологи. Они проведут специальные тесты для выявления настоящих причин учебных трудностей.

Угадайте, какое слово получится, если заменить звук «т» на «п» в начале слова «торт»? Человек с дислексией, скорее всего, не сможет быстро ответить на этот вопрос.

Важные параметры оцениваемые логопедом во время диагностики:

  • Как правильно произносит ребенок звуки;
  • Способен ли он различать звуки на слух (можно попросить ребенка «поймать» звук — для этого нужно загадать любой звук и попросить ребенка хлопать каждый раз, когда он услышит его в словах, которые взрослый называет в случайном порядке);
  • Может ли понять, где в слове находится тот или иной звук (например, нужно подобрать слова, где звук «п» стоит в начале, в середине и в конце слова);
  • Словарный запас;
  • Грамматическая структура речи;
  • Связность речи.

Нейропсихолог проверит, насколько хорошо развиты высшие психические функции — зрительное и фонематическое восприятие, память, внимание, речь.

Для выявления дислексии нейропсихолог может предложить выполнить тест «кулак — ребро — ладонь». Этот метод был предложен в 1982 году клиническим психологом и логопатологом Александром Николаевичем Корневым.

Сначала взрослый кладет ладонь на стол и показывает ребенку последовательность движений: сжать кулак — поставить ладонь на ребро вертикально — опустить руку на стол ладонью вниз. Ребенку нужно трижды повторить эти движения — желательно быстро и без ошибок.

По тому, как ребенок справится с этим заданием, нейропсихолог оценит, насколько хорошо развита двигательная и зрительная память, как быстро мозг переключается между задачами.

Это всего лишь один из множества тестов. После проведения комплексной диагностики только специалист может делать выводы и толковать результаты.

Для более точного определения диагноза часто рекомендуется провести электроэнцефалограмму (ЭЭГ) — безопасный и точный метод исследования функционального состояния мозга.

Иногда может потребоваться консультация офтальмолога иотоларинголога для исключения проблем с зрением и слухом, а также невролога для проверки наличия у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующегося также трудностями в чтении и письме.

Методы исправления дислексии

Дислексия не поддается излечению или «выростанию» — это черта, которая остается с человеком на всю жизнь. Однако специалисты научились ее корректировать — так, чтобы трудности не помешали учиться и не ограничивали развитие человека. Если пренебрегать дислексией, низкая успеваемость в школе ударит по самооценке ребенка, что может стать причиной депрессии. Дислексия часто приводит к развитию СДВГ.

Лаборатории и научные сообщества со всего мира заняты поиском методов коррекции. Ученые тестируют специальные бифокальные очки с разноцветными линзами, которые должны облегчить чтение. Врачи изучают действие ноотропов — лекарственных препаратов, которые стимулируют мозг.

Однако, основу коррекции дислексии составляют регулярные занятия с логопедом и нейропсихологом. Путем специальных упражнений можно обучить мозг распознавать буквы и автоматизировать процесс чтения настолько, насколько это возможно. Кроме того, специалисты научат ребенка переключаться между заданиями и расслабляться, чтобы предотвратить переутомление.

Самое важное, что взрослые могут сделать для помощи ребенку с дислексией, — правильно организовать для него процесс обучения. В некоторых странах существуют специальные учебники с небольшим количеством текста и множеством иллюстраций и наглядных графиков.

Дети с дислексией, обычно, обладают хорошо развитым воображением, любопытны и способны мыслить нестандартно, находя интересные решения. При условии адаптации к учебе и избежании ощущения себя чужаками, они могут раскрыть свой потенциал.

Что советуют родителям и учителям детей, страдающих дислексией:

  • Предоставить ученику больше времени для выполнения заданий.
  • Поощрять нестандартные проекты для демонстрации знаний: съемка учебных фильмов, устные доклады, создание фотоколлажей по указанной теме, проведение опытов и экспериментов.
  • Разрешить записывать урок на диктофон, так как это позволит ему послушать урок полностью или отдельные части без необходимости читать.
  • Читать вслух и обсуждать прочитанное вместе — это способствует расширению кругозора и обогащению словарного запаса.
  • Повторное чтение книг несколько раз и возврат к предыдущим сюжетам может оказаться полезным, если не хватило одного чтения для полного понимания книги.
  • Выписывать и обсуждать незнакомые и непонятные слова.

Организации и услуги для помощи людям с дислексией

Поскольку дислексия — распространенное явление, в России и других странах существует множество сообществ, объединяющих людей с дислексией и специалистов, занимающихся изучением этого расстройства. В открытых источниках доступны интервью с экспертами, научные исследования и рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией.

Российскоязычные сообщества:

Иноязычные сообщества:

Инструменты и приложения для людей с дислексией:

  • Шрифт Adys: специальный шрифт, способствующий улучшению чтения для людей с дислексией — доступен для бесплатного скачивания как на кириллице, так и на латинице.
  • Расширение Beeline Reader: это расширение выделяет цветом текст на веб-страницах в браузерах Chrome и Firefox, чтобы людям с дислексией было удобнее фокусироваться на буквах.

Источники

  1. Ассоциация родителей детей с дислексией.
  2. Сообщество людей с дислексией.
  3. Британская ассоциация людей с дислексией.
  4. Shaywitz S. Overcoming Dyslexia. Random House Publishing Group, 2008. P. 122–127.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Что такое дислексия?

Дислексия — это расстройство чтения, которое характеризуется трудностями в правильном распознавании слов, сложностями в написании и понимании текста. Это неврологическое расстройство может быть вызвано различными факторами и часто диагностируется в детском возрасте.

Какие признаки свидетельствуют о дислексии?

Признаки дислексии могут включать трудности с чтением, написанием, пониманием текста, а также затруднения с произношением слов, запоминанием последовательностей, ориентацией во времени и пространстве. Дети с дислексией могут испытывать сильные трудности в школе, особенно при выполнении заданий по чтению и написанию.

Каковы причины развития дислексии?

Причины развития дислексии могут быть разнообразными, включая генетические факторы (наследственность), проблемы с развитием мозга в процессе беременности или в раннем детстве, а также воздействие внешних факторов, таких как стресс, травмы, инфекции или токсины. Однако точные причины дислексии до сих пор не изучены до конца.

Какая помощь доступна для людей с дислексией?

Люди с дислексией могут получить помощь от специалистов, таких как логопеды, психологи, учителя-дефектологи. Им могут быть предложены специальные обучающие программы, методики и техники, направленные на коррекцию нарушений чтения и написания, а также на развитие компенсаторных навыков. Важно обращаться за помощью как можно раньше, чтобы облегчить жизнь человека с дислексией и помочь ему реализовать свой потенциал.

Оставить комментарий