Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Что такое синдром Аспергера?

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно.

Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента.

При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме.

Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.

Причины нарушения

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением.

Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания.

Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Проблемы с коммуникацией

Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:

  • проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
  • непонимание юмора;
  • сложности с восприятием идиом;
  • дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
  • проблемы с ведением диалога.

При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.

Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога.

Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком.

Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.

Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.

Поведенческие нарушения

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам.

При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию.

При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен.

В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением.

Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку.

Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе.

У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Осложнения и последствия

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Диагностика

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими.

Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей.

Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги.

Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе.

Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

Источник: https://mozg.expert/sindromy/sindrom-aspergera-u-detey/

Признаки синдрома Аспергера у детей и взрослых

Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет.

На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов.

Диагностика патологии требует комплексного подхода.

Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям.

При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму.

Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

Причины возникновения недуга

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния.

Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга.

К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Классификация и характерные признаки

Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

  1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
  2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
  3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

У детей

Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием.

Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности.

Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях.

Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

У взрослых

некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. при этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия.

синдром аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий.

при наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. взрослых с синдромом аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков.

при этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

отличие детского аутизма от синдрома аспергера

данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. обе патологии — проявление одного и того же дефекта.

однако в сравнении с аутизмом синдром аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. при этом у последних отличается большая способность к социализации.

в некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера.

Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии.

Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых.

Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев.

Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность.

При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки.

Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета.

Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей.

Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Лечение и прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких.

Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии.

Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков.

Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом.

Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий.

Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

Опасность синдрома

Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии.

При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями.

В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя.

Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.

Отзывы

Леонид, 27 лет, г. Ростов

Еще в детстве родители заметили отклонения в моем поведении. Я был замкнутым ребенком, совершенно не хотел ни с кем общаться. Еще в детском саду получил направление к психиатру, который поставил диагноз синдром Аспергера. Потребовалась длительная терапия, чтобы восстановить коммуникативные способности. Сейчас я все еще состою на учете у врача.

Валерия, 33 года, г. Липецк

Всегда была интровертом. Не любила новые знакомства, да и с личной жизнью как-то не сложилось. В детстве проходила обследования, но не нашли ничего необычного. Несколько лет назад я страдала от серьезной депрессии, обратилась к врачу, который выявил синдром Аспергера. Прошла несколько сеансов психотерапии, пропила курс антидепрессантов. Сейчас чувствую себя намного лучше.

Источник: https://ProSindrom.ru/psychopathology/sindrom-aspergera.html

Синдром Аспергера – диагностика у детей и взрослых

Болезни цивилизации – это широко распространенные, глобальные заболевания, развитию которых способствовал прогресс современной цивилизации. К числу таких болезней относятся расстройства из спектра аутизма, такое как синдром Аспергера.

Пугает тот факт, что эти расстройства наблюдаются, в первую очередь, среди детей. Кроме того, по оценкам, установлено, что 30-50% взрослых с синдромом Аспергера не были диагностированы, и эти люди часто получают другой психиатрический диагноз.

Синдром Аспергера – диагноз как актуальная проблема

В течение многих лет синдром Аспергера вызывает многие трудности в диагностике. Критерии его диагностики подвергаются частым изменениям, и часть специалистов считается, что они по-прежнему слишком устаревшие.

Синдром Аспергера относится к группе расстройств из спектра аутизма и имеет нейробиологическое основание неизвестной, сложной этиологии. В диагностике данного заболевания необходимо дифференцирование, в частности, с шизофренией, шизотипическими и обсессивно-компульсивными расстройствами личности.

Лица с синдромом Аспергера в детстве часто – ошибочно – получают диагноз СДВГ, так как они выражают трудности с концентрацией внимания и повышенную активность.

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

По мнению специалистов, во время диагностики синдрома Аспергера у детей и взрослых необходимо:

  • проводить психиатрическую и психологическую оценку;
  • проводить специализированные консультации (особенно неврологические, логопедические, фонетические и генетико-метаболические);
  • выполнять слуховые, визуальные, генетические, метаболические, нейровизуальные тесты головного мозга и ЭЭГ;
  • провести анализ истории болезни, семьи и развития.

Синдром Аспергера – диагноз по классификации МКБ-10

Диагноз синдрома Аспергера осуществляется согласно рекомендациям, представленным в разработанной Всемирной Организацией Здравоохранения классификации МКБ-10, то есть Международной Статистической Классификации Болезней и Проблем, связанных со здоровьем (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems).

Ему было присвоено обозначение F84.5, что свидетельствует о его принадлежности к группе психических расстройств и расстройств поведения.

Синдром Аспергера считается комплексным расстройством развития, т.е. характеризуется качественными аномалиями в социальных и коммуникативных взаимодействиях, а также ограниченными, стереотипными, повторяющимся интересами и занятиями.

У больных:

  • не отмечается особых задержек в развитии речи и когнитивных функций (повторение отдельных слов имеет место в возрасте до 2 лет, а связанные предложения появляются в возрасте до 3 лет);
  • имеется возможность помогать себе; отмечается наличие практических навыков и адаптивного поведения; интерес к окружающей среде в период до 3-х лет находится на уровне, соответствующем интеллектуальному развитию; фазы развития опорно-двигательного аппарата немного задерживаются;
  • возникают качественные нарушения в сфере взаимных социальных взаимодействий;
  • появляются глубокие и единичные интересы, стереотипные образцы поведения.

Синдром Аспергера – критерии Кристофера Гиллберга

Кристофер Гиллберг – профессор психиатрии, много лет занимающийся синдромом Аспергера. Обращает внимание на следующие критерии диагноза у детей:

  • социальная инвалидность (крайний эгоцентризм)
  • особенности речи и языка, нарушения в невербальной коммуникации
  • узкие интересы, повторяющиеся ежедневные действия
  • неуклюжесть движений

Синдром Аспергера – важные симптомы

К характерным признакам, которые необходимы, чтобы поставить диагноз синдрома Аспергера у взрослых и детей, относятся:

  • отсутствие решительности;
  • наивность, неправильное, одностороннее поведение;
  • низкая способность установления дружбы;
  • речь с повторениями и просодией;
  • плохое невербальное общение;
  • интенсивная концентрация внимания на определенных предметах;
  • неравномерная асимметричная осанка;
  • неправильный ход языкового развития;
  • тенденция повторять ранее услышанные утверждения, т.е. эхолалия;
  • навязчивые мысли о сборе вещей, организации, повторении и навязчивой деятельности, связанной с упорядочением и симметрией;
  • неожиданные вопросы и ответы;
  • проблемы с пониманием и применением метафор.

Проявление симптомов меняется в течение жизни. Из-за роста социальных потребностей симптомы становятся более выраженными в подростковом возрасте и период взросления.

Источник: https://sekretizdorovya.ru/blog/kak_diagnostirujut_sindrom_aspergera/2018-08-04-445

Аспергера синдром: признаки у детей

Аспергера синдром, признаки у детей и что это за расстройство – в настоящее время эта тема волнует многих родителей. Болезнь считается мягким случаем аутизма и имеет неврологическую основу.

Синдром Аспергера распространен больше, чем аутизм, но он редко распознается врачами и родителями. Дети с этим расстройством испытывают трудности в социальном взаимодействии.  Синдром поражает в основном мальчиков. У девочек АС (Аспергера синдром) встречается крайне редко.

Синдром Аспергера у детей: симптомы

Люди с АС имеют отклонения во многих сферах. Считается, что данное расстройство является легкой формой аутизма.

Аспергера синдром признаки у детей может иметь такие:

  1. не умеют дружить с другими детьми;
  2. испытывают сложности при общении;
  3. не понимают скрытый смысл метафор;
  4. заинтересованы в узком кругу интересов;
  5. Часто такие дети не выносят критику.

Синдром Аспергера у детей и взрослых

Аспергера синдром — признаки обычно диагностируются в школьном возрасте. У маленьких детей симптомы заметить сложно.

Чаще всего нарушения проявляются в подростковом возрасте и к моменту взросления могут измениться, а некоторые совсем исчезнуть. Однако полностью расстройство не может быть излечено.

Имеется в виду его основные признаки. Существуют методы, направленные на то, чтоб человек мог адаптироваться в обществе.

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Методы лечения включают в себя:

  1. когнитивный метод терапии;
  2. психотерапия, когнитивно-поведенческий метод;
  3. мастер классы сенсорной интеграции;
  4. обучение социальных навыков;

Аспергера синдром признаки может иметь такие, как одержимый интерес к чему-либо, например, к математике, технологиям, музыки и т.д. Дети с синдромом не умеет распознавать психологическое состояние окружающих. Они не могут интерпретировать поведение или эмоции других людей, не понимают невербальное общение.

Таким образом, у них могут возникнуть трудности в установлении межличностных отношений. Люди с синдромом Аспергера обычно не проявляют эмпатию в отношениях с другими людьми, эгоцентричны.

Зачастую проявляют интерес к какой-то узкой области. Относятся к нему крайне навязчиво, часто за счет других областей, что особенно заметно в школьном возрасте.

Как правило, предпочитают организованную окружающую среду и не любят перемен, испытывают сильный дискомфорт. Нужно сказать, что люди с синдромом Аспергера часто талантливы, благодаря высокому интеллекту. У них замечательная память на даты, цифры, факты или символы. Могут сделать карьеру в качестве инженеров, ученых, аналитиков.

Аспергера синдром признаки – типичное поведение ребенка с АС

Навязчивое возвращение к любимой теме разговора, хорошая память, сопротивление переменам, привычки движений, отвращение к громкому шуму, является одной из основных характеристик ребенка с синдромом Аспергера.

У деток с этим расстройством не выявляется нарушение речи на ранних стадиях развития.

Они разговаривают грамматически правильно, но обычно имеют тенденцию повторять определенные слова или фразы и неоднократно возвращаются к любимой теме.

Некоторые из этих детей говорят небрежно (поток слов), игнорируя тот факт, что слушатель не заинтересован. Они часто раздражаются, если нет достаточного интереса со стороны слушателя.

Дети с АС часто не понимают смысла слов, особенно если используется метафора. Например: «Питание для духа» — они воспринимают буквально.

Моторика у детей с синдромом Аспергера

Для детей с синдромом характерна недостаточная координация движений. Это относится и к грубой, и к мелкой моторики. Движения этих детей, как правило, плохо скоординированы и не гибки. В связи с этим они испытывают определенные трудности в работе искусства и письма. Неохотно участвуют в спортивных играх, неуклюжи.

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

В ситуациях эмоционального напряжения могут появиться нервные тики. Там где обычный ребенок будет нервничать, они могут дрожать или испытывать полный ступор.

Интересы и память

Большинство людей с синдромом Аспергера имеют очень хорошую память и развивают свои интересы, иногда эксклюзивные. В детстве они одержимо сосредоточенны на определенной теме, часто это технические интересы: автомобили, поезда, компьютеры.

Увлекшись чем-то в подростковом возрасте, могут реализовывать увлечение в будущем многие годы. В этом им помогает хорошая память.

Они способны помнить даже мелкие детали предметов или событий, а так же иметь селективную память случайных фактов и событий, происшедших много лет назад.

В школьные годы они способны достичь хороших результатов, особенно в математических науках.

Невосприимчивость к изменениям

У детей с синдромом Аспергера характерным признаком может быть слабая восприимчивость к изменениям, происходящим в их среде. Они не подвержены воздействию давления, которое оказывается извне: моде, привычкам. Предпочитают неизменность, и оказывают сопротивление переменам. Это способствует укреплению их стереотипного поведения и причудливых вкусов.

Ребенок придерживается старых привычек даже в таких специфических вопросах, как то, что он будет есть, по какому маршруту пойдет в школу, в каком порядке устанавливать свои игрушки на полке, что оденет.

Эти рутинные привычки могут со временем немного меняться, но такой подход к постоянству негативно сказывается на его воображении и творческом мышлении.

Это так же мешает ребенку спонтанно принимать участие в играх или деятельности со своими сверстниками.

Вносить изменения в жизнь ребенка следует постепенно, чтобы он понемногу начинал адаптироваться к переменам. Следует помнить, что дети с синдромом Аспегера чувствительны к похвале и достижениям. Это может быть эффективно использовано в их учебном процессе.

Источник: https://babyangelok.ru/zdorovie/zdorovie-rebenka/aspergera-sindrom-priznaki/

Синдром Аспергера

Синдромом Аспергера называют расстройство, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором, однако, способность детей к социализации остается относительно сохранной.

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

  • В соответствии с классификацией, принятой в современной психиатрии, это заболевание входит в пятерку нарушений аутистического характера, наряду с синдромом Ретта, детским дезинтегративным расстройством, аутизмом Каннера и атипичным аутизмом.
  • По данным некоторых зарубежных авторов, определенные признаки синдрома Аспергера отмечаются у 0,37-0,71% детей школьного возраста, причем примерно у половины таких школьников это нарушение остается не диагностированным.
  • Среди населения мужского пола синдром Аспергера встречается в 2-3 раза чаще.

Причины развития синдрома Аспергера у детей

К сожалению, точные причины этого расстройства до сих пор не установлены, но изучение продолжается по сей день.

В качестве одной из гипотез выдвигается предположение об аутоиммунной реакции организма матери, которая вызывает повреждение головного мозга ребенка внутриутробно.

Много разговоров ведется о комплексной вакцинации и негативных последствиях профилактических прививок, якобы перегружающих иммунную систему детей. Существует теория гормонального сбоя у плода, но научного подтверждения она пока что не нашла. Изучается связь между этим заболеванием и другими аутистическими расстройствами и недоношенностью, гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.

Вероятными факторами, влияющими на формирование синдрома Аспергера, называют генетическую предрасположенность, мужской пол, внутриутробные и постнатальные вирусно-инфекционные заболевания (в частности герпес, токсоплазмоз, краснуху, цитомегалию и др.), а также воздействие на плод токсических веществ в первые месяцы беременности.

Синдром Аспергера – это сложное первазивное (т.е. общее) нарушение, откладывающее отпечаток на все грани личности ребенка. Расстройство включает в себя трудности социализации, интенсивные, но узконаправленные интересы, особенности поведения и речевого профиля.

1. Социальные трудности

В младенческом возрасте симптомами синдрома Аспергера могут быть нарушения сна (частые пробуждения, затруднение засыпания, чувствительный сон), раздражительность ребенка или, напротив, повышенное спокойствие, избирательность в питании.

Специфические признаки синдрома Аспергера, проявляющиеся нарушением общения, обычно проявляются к 2-3 годам, когда дети идут в детский сад. Они плохо адаптируются к новым условиям, тяжело расстаются с родителями, не вступают в дружеские отношения, не играют с другими детьми, предпочитают держаться обособлено.

Расстройства социального поведения проявляются равнодушием к чувствам и эмоциям других людей, которые они выражают жестами, мимикой и оттенками речи. Также такие дети неспособны выражать и собственное эмоциональное состояние. Именно поэтому они кажутся черствыми, эгоцентричными, эмоционально холодными и бестактными.

2. Особенности интеллекта и вербального общения

В отличие от детей с классическим аутизмом, при синдроме Аспергера отмечается средний или даже выше среднего интеллект. Однако при обучении выявляются неспособность к осмыслению, недостаточное развитие абстрактного мышления, отсутствие навыков самостоятельного решения задач.

Даже при наличии энциклопедических знаний и феноменальной памяти большинство детей не могут применять свои знания в нужный момент. Тем не менее, дети-аспергеры часто добиваются значительных успехов в областях, которыми интересуются особенно, обычно это программирование, математика, философия, история и география.

И, хотя круг их интересов ограничен, отдаются они им страстно и даже фанатично.

Речевое развитие детей с синдромом Аспергера к 5-6 годам обычно опережает формирование речи сверстников. Они говорят грамматически правильно, но монотонно, в медленном или ускоренном темпе.

Зачастую такие детки не могут первыми начать разговор и не в состоянии поддержать беседу, если тема выходит за область их интересов. Другими словами несмотря на потенциально высокие навыки речи, они не умеют использовать язык как средство коммуникации.

3. Особенности сенсорного и моторного развития

Одним из симптомов синдрома Аспергера является расстройство сенсорной чувствительности, проявляющееся повышенной восприимчивостью к тактильным, звуковым и визуальным стимулам (прикосновениям к телу, звуку капающей воды, яркому свету, уличному шуму и т.д.). С самого детства аспергеры отличаются стереотипностью поведения и излишней педантичностью. Они изо дня в день выполняют рутинные ритуалы, и любое изменение порядка действий или условий вызывает у них беспокойство и тревогу.

Еще одним характерным признаком синдрома Аспергера являются определенные гастрономические пристрастия, из-за чего ребенок категорически отрицает любое новое блюдо.

При этом расстройстве у детей, как правило, нарушены координация движений и моторные навыки. Они дольше учатся застегивать пуговицы и т.п., в школе имеют неаккуратный почек, достаточно часто страдают от навязчивых страхов (боязни ветра, дождя и др.).

Синдром Аспергера: чем опасен, признаки у детей и взрослых, методики диагностики и лечения

Диагностика синдрома Аспергера

Некоторые черты данного синдрома могут быть замечены у ребенка его родителями, воспитателями или учителями, педиатром, логопедом.

Однако окончательный диагноз может поставить только психолог, для чего он использует нейропсихологические тесты на синдром Аспергера и методы анкетирования, наблюдает за ребенком.

Критерии диагностики, разработанные ВОЗ, позволяют оценить способность детей к социальным контактам.

Специальных методов лечения этого заболевания не существует. В индивидуальных случаях пациентам назначаются психотропные препараты, всем детям рекомендуются занятия с логопедом, тренинги социальных навыков и когнитивно-поведенческая психотерапия.

Успешность социальной адаптации аспергенов во многом зависит от правильной организации их психолого-педагогического сопровождения на разных этапах их жизни, в частности от помощи родителей и педагогов.

Полностью преодолеть нарушение невозможно, однако треть больных способны создавать семьи и работать в коллективе.

И только у 5% детей во взрослом возрасте проблемы социальной адаптации полностью компенсируются, и выявить их можно только с помощью нейропсихологического теста на синдром Аспергера.

Источник: https://zdorovi.net/bolezni/sindrom-aspergera.html

Как диагностировать синдром Аспергера и надо ли его лечить?

И формироваться он должен исходя из особенностей каждого конкретного случая. Например, ребенок панически боится громких и резких звуков — вам может помочь музыкальная терапия. Ребенок не чувствует себя комфортно среди сверстников — игротерапия будет отличным подспорьем.

Обратить внимание стоит на коммуникативные группы. В таких группах дети учатся взаимодействовать друг с другом под наблюдением психолога. Сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, сказкотерапия, песочная терапия, телесная и эрготерапия — все это может помочь.

Скорее всего, придется найти хорошего психолога, который будет помогать ребенку.

Но самое главное в реабилитации аспергера — семья. Никто лучше самых близких людей не знает ребенка, и не сможет определить, как выстроить схему его реабилитации. Кроме того, кто, как не семья, принимает ребенка таким, какой он есть, и помогает ему адаптироваться в огромном, страшном мире. Иногда поможет правильно выбранная спортивная секция или понимающий учитель.

Часто люди с синдромом Аспергера обладают выдающимися способностями. Помните об узких интересах? Если направить навязчивое увлечение в нужное русло, можно добиться потрясающих результатов.

Синдром Аспергера приписывают физику Альберту Эйнштейну, футболисту Лионелю Мэсси, актрисе Дерил Ханне, художнику Винсенту Ванн Гогу… Синдром нисколько не помешал им состояться в жизни, возможно, даже где-то помог.

Тут важно не увлечься и не забыть, что основное — приспособить ребенка к реальной жизни, а не сделать из него угрюмого гения.

Где в Санкт-Петербурге помогут человеку с синдромом Аспергера

Во-первых, сейчас люди с синдромом Аспергера с помощью интернета могут находить друг друга и общаться на различных тематических форумах, делиться опытом и поддерживать друг друга. На этих ресурсах есть много полезного и для родителей. Начиная с тестов для определения у ребенка наличия аутичных черт, до специального «руководства» для учителя, помогающего понять ученика аспи.

Во-вторых, для ребенка с синдромом Аспергера очень важно, просто необходимо, найти место, где он почувствует себя свободным и успешным. Это может быть все, что угодно, от секции по плаванию и до кружка робототехники. Для многих такие увлечения становятся настоящей отдушиной, многим помогают определиться с будущей профессией.

Источник: https://littleone.com/publication/1587-kak-diagnostirovat-sindrom-aspergera-i-nado-li-ego-lechit

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector