Первая помощь при психическом расстройстве

Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве Первая помощь при психическом расстройстве

АПАТИЯ В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель. Основными признаками апатии являются: ·Безразличное отношение к окружающему; ·Вялость; заторможенность; ·Медленная, с длинными паузами речь. Действия: 1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему простые вопросы: · Как тебя зовут? · Как ты себя чувствуешь? · Хочешь есть? 2. Проведите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь, если тепло. ) 3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб, если нет сопротивления. 4. Дайте возможность человеку поспать или просто полежать. 5. Если нет возможности отдохнуть, то больше говорите с ним, вовлекайте в любую совместную посильную деятельность.

СТУПОР • Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Основными признаками ступора являются: • · Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; • · Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения щепки); • · «Застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности.

• · Возможно напряжение отдельных групп мышц. • Действия: • 1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. • 2.

Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями (позитивные точки). • 3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. • 4. Человек находясь в ступоре, может слышать и видеть.

Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми способами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ. • Взрывы, стихийные бедствия могут дезорганизовать человека, он не понимает, что происходит вокруг. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками двигательного возбуждения являются: • · Резкие движения, бессмысленные и бесцельные действия; • · Неадекватно громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда бессмысленные вещи); • · Отсутствие реакции на окружающих (на замечания, просьбы, приказы) • Действия: • 1.

Используйте прием «захват» : находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему подмышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. • 2. Изолируйте пострадавшего от окружающих. • 3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. • 4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов.

Старайтесь не использовать такие слова как «Не беги» , «Не размахивай руками» , «Не кричи» . • Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

АГРЕССИЯ • Основными признаками агрессии являются: • · Раздражение, недовольство; гнев; • · Нанесение окружающим ударов руками или каким-либо предметом.

• · Словесное оскорбление; • · Мышечное напряжение; • · Повышение кровяного давления. • Действия: • 1. Дать возможность человеку выговориться или «избить» подушку. • 2.

Нагрузить человека работой, связанной с высокой физической нагрузкой. • 3. Агрессия может быть погашена страхом наказания.

СТРАХ • Панический страх, ужас, может побудить к бегству, вызвать оцепенении или наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. Человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

К основными признаками страха относятся: • · Напряжение мышц (особенно лицевых); • · Сильное сердцебиение; • · Учащенное поверхностное дыхание; • · Сниженный контроль над собственным поведением. • Действия: • 1.

Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом, говорите ему: «Я сейчас рядом, ты не один!» ; • 2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме; • 3.

Если пострадавший говорит, слушайте его, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие; • 4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

НЕРВНАЯ ДРОЖЬ • После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так в организме происходит сбрасывание напряжения.

Основными признаками данного состояния являются: • · Дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя некоторое время; • · Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету); • · Реакция может продолжаться до нескольких часов; • · Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе. • Действия: • 1. • 2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 1015 секунд. • 3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. • 4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить спать. • Нельзя: • · Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе; • · Укрывать чем-то теплым; (человек Нужно усилить дрожь.

ПЛАЧ • Плач обладает успокаивающим действием. Снимает мышечные зажимы. • Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. В случае отсутствия слез, напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

Основными признаками данного состояния: • · Человек уже плачет или готов разрыдаться; • · Подрагивают губы; • · Наблюдается ощущение подавленности; • · В отличии от истерики нет признаков возбуждения. • Действия: • 1. • 2.

Установите физический контакт (можно взять за руку, положить руку на плечо или спину, погладить по голове). • 3. • 4. Не старайтесь успокоить человека. Дайте возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду. • 5. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Главная задача – выслушать человека. Не оставляйте пострадавшего одного. Применяйте приемы «активного слушания» .

ИСТЕРИКА • Истерика может длиться несколько минут или несколько часов. Основные признаки: • · Сохраняется сознание; • · Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; • · Речь эмоционально насыщенная, быстрая; • · Крики, рыдания. • Действия: • 1.

Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). • 2. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном ( «Выпей воды» , «Умойся» ). • Если своевременно не оказать помощь, состояние пострадавшего ухудшится.

Это может привести к сердечным заболеваниям, несчастным случаям, депрессии и другим расстройствам.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ЕГО СПАСЕНИИ. • Основной способ психологической защиты населения является – психологическая подготовка. Данный вид подготовки должен начинаться уже в детском возрасте.

• В критических ситуациях решающая роль принадлежит моральной закалке и психологической готовности. Они определяют способность к осознанным уверенным и расчетливыми действиям в решающие моменты.

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы и их трагические последствия требуют от взрослых и детей самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности. • Стрессом можно управлять.

Так, в подростковом периоде должны формироваться самосознание, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, жизненные интересы. Для реализации этих задач необходимо научить подростков управлять своей психикой и поддерживать стресс на оптимальном уровне. Это поможет им выстоять в любой экстремальной ситуации.

• При подготовке к катастрофе необходимо пользоваться основными видами техники управления страхом: • 1. Десенситизация (разработана Уолпом в 1969 г. ). Направлена на снижение чувствительности к ситуации, которая вызвала страх, и обучение релаксации расслаблению. • 2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва» .

Пациента просят представить травмирующее событие, в ходе которого он переживает экстремальный страх или тревогу. • 3. Моделирование — наблюдение за опытом чужого переживания. Человеку нужно продемонстрировать модель бесстрашного поведения в ситуациях, которые его испугали. • 4. Техника взаиморегуляции эмоций.

Как любая эмоция, страх может ослабнуть или отступить под воздействием другой эмоции, злости, гнева.

ЛИТЕРАТУРА • Учебник Д. В. Марченко «Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях» , 279 -285 • http: //cpprik-1905 goda. narod. ru/Krizis_pomoz_3. htm

Источник: https://present5.com/pervaya-pomoshh-pri-ostryx-psixicheskix-rasstrojstvax-i-stresse/

2.16. Неотложная медицинская помощь при острых расстройствах психики

Общие понятия

Психозывыраженное расстройство психики, проявляющееся полностью или преимущественно резким неадекватным отражением окружающей действительности с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, что проявляется нарушением поведения и возникновением не свойственных нормальной пси­хике явлений (галлюцинаций, бреда, психомоторных, аффективных расстройств, помрачения сознания и др.).

Различают острые и хронические психозы. Острые психозы протекают преимущественно по типу острых экзогенных реакций. Возможность острого начала эндогенных психозов остается дискуссионной.

Считается, что в большинстве случаев при этом имеет место экзогенная провокация эндогенного заболевания.

Хронические психозы характеризуются многолетним, чаще всего прогрессирующим течением, с образованием дефекта психики в первую очередь в мышлении и эмоционально-личностной сфере.

Неотложной медицинской помощи требуют острые (в том числе внезапно развившиеся) расстройства психики (бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение и др.

), сопровождающиеся неправильной оценкой и трактовкой происходящего, нелепыми поступками, когда действия больного становятся опасными для него и окружающих.

Таких пациентов должны лечить врачи-психиатры, и для оказания им неотложной помощи в штате крупных станций скорой медицинской помощи выделены специализированные психиатрические бригады.

Однако в малонаселенной (сельской) местности врачи-психиатры и психиатрические бригады отсутствуют, и фельдшер фельдшерско-акушерского пункта нередко оказывается первым, кто встречается с такими больными. Кроме того, ему иногда приходится оказывать неотложную психиатрическую помощь при развитии психических расстройств у пациентов с заболеваниями внутренних органов (например, при высокой температуре, пневмонии, инфаркте миокарда и др.).

Неотложные терапевтические мероприятия и госпитализация показаны только тем пациентам, состояние которых представляет угрозу для них и других лиц.

В первую очередь неотложная медицинская помощь оказывается при наличии возбуждения и агрессивности, суицидальном поведении больного, состоянии измененного сознания, при отказе пациента от приема пищи и жидкости, его неспособности к самообслуживанию, а также при развитии тяжелых побочных эффектов психофармакотерапии.

  • Правила общения с пациентами с острыми расстройствами  психики
  • Острые расстройства психики выявляют прежде всего во время беседы с пациентом, в ходе которой определяют тактику ведения больного. Основные задачи такой беседы:
  • · установление первоначального контакта;
  • · налаживание доверительных отношений между медработником и пациентом;
  • · определение диагноза на синдромальном уровне;
  • · разработка плана оказания медицинской помощи и дальнейшей тактики.
  • Правильная психотерапевтическая тактика, проводимая медперсоналом в отношении больного с острым психозом, иногда может заменить медикаментозную помощь или, во всяком случае, явиться крайне важным к ней дополнением.
  • Есть несколько условий, которых следует придерживаться:
  • · при беседе с напряженным бредовым больным не делать при нем какие-либо записи;
  • · не отвлекаться на других больных;
  • · ни в коем случае не показывать больному свой страх перед ним;
  • · вести себя доброжелательно по отношению к больному, не допуская ни грубости, ни фамильярности, которые могут вызвать реакцию раздражения; лучше обращаться к нему на «Вы» и соблюдать «дистанцию», не обижающую больного;
  • · не начинать разговор с расспросов о болезни, лучше задать несколько формальных или «успокаивающих» вопросов, поговорить «о том, о сем»;
  • · продемонстрировать пациенту свое желание и готовность помочь ему;
  • · не спорить и не разубеждать его; не следует, однако, безоглядно соглашаться со всеми его высказываниями и тем более подсказывать возможные ответы на вопросы, носящие бредовой характер;
  • · не обсуждать с другими в присутствии больного его состояние;

· ни на одну минуту не терять «психиатрической бдительности», так как поведение больного в любой момент может резко измениться (около него не должно быть предметов, пригодных для нападения или самоповреждения; не следует позволять ему подходить к окну и т. д.).

Помимо исследования психического состояния пациента необходимо оценить его соматический и неврологический статус для того, чтобы не пропустить соматоневрологическую патологию (в том числе черепно-мозговую травму, другие повреждения и заболевания). Это поможет подтвердить психиатрический диагноз (например, выявить физическое истощение при депрессии) и правильно построить план неотложной терапии.

Следует помнить, что любое острое психотическое состояние, сопровождающееся дезорганизацией поведения, возбуждением или суицидальными тенденциями, может представлять угрозу не только для пациента, но и для окружающих.

Это требует проведения организационных мероприятий по обеспечению безопасности как больного, так и медицинского персонала. Если пациент агрессивен, не следует запирать комнату.

Стоять или сидеть лучше рядом с дверью (чтобы из комнаты можно было быстро выйти), расположив по обе стороны пациента сотрудников (санитара, водителя, работника милиции), при их отсутствии – адекватных ситуации родственников.

В случае вызова на место жительства, если больной закрылся в комнате или квартире, вскрытие дверей в это помещение проводят только с согласия родственников.

Если же родственники не дают согласия на принудительный доступ к больному, несмотря на явно патологическое, по их описанию, его поведение, этот факт фиксируется в медицинской документации и активный вызов передается участковому психиатру в психоневрологический диспансер.

При получении согласия двери вскрывают сами родственники больного или по их просьбе иные лица, включая представителей милиции и пожарных. Сотрудники милиции обязаны оказывать помощь медицинским работникам, обеспечивая безопасные условия для доступа к пациенту, а при необходимости – для его осмотра и госпитализации.

При вскрытии квартир одиноких больных обязательно присутствие сотрудников милиции, а также представителей жилищно-коммунальных служб для последующего опечатывания дверей. Домашних животных госпитализированных одиноких больных передают работникам милиции или жилищно-коммуналь­ных служб, а сам факт передачи заверяют актом.

В случае вызова на рабочее место больного осматривают в помещении медицинского пункта, а при его отсутствии – в административных помещениях, где больной лишен возможности оказать вооруженное сопротивление.

Если больной при виде медицинских работников убегает, преследование его по улице недопустимо во избежание дорожно-транспортных происшествий. О факте побега больного немедленно информируют ответственного врача станции скорой медицинской помощи (СМП), который должен уведомить сотрудников милиции о произошедшем.

  1. Несмотря на то, что квалифицированная оценка тяжести симптоматики может быть дана только психиатром, при необходимости экстренные терапевтические мероприятия проводят и другие клиницисты, в том числе фельдшера.
  2. Неотложная помощь при острых психических расстройствах
  3. Общая стратегия при оказании скорой помощи пациенту с психическим расстройством сводится к обеспечению безопасности самого больного (что подразумевает предотвращение самоубийства или самоповреждения), а также предотвращению нанесения возможного вреда окружающим и медицинскому персоналу (предотвращение проявления агрессии).
  4. Неотложная медицинская помощь при острых психических расстройствах включает:
  5. · фармакотерапию;
  6. · физическое удержание (фиксацию пациента);
  7. · доставку на прием к психиатру, а при необходимости – в стационар.

Если больной нуждается в оказании помощи и госпитализации, следует получить согласие пациента. В то же время некоторые острые психопатологические состояния в ряде случаев предполагают необходимость оказания медицинской помощи, в том числе госпитализации, без согласия пациента.

Источник: http://libraryno.ru/2-16-neotlozhnaya-medicinskaya-pomosch-pri-ostryh-rasstroystvah-psihiki-2012_organiz_patrona/

Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики в очагах чрезвычайных ситуаций

Тема №16 Псих.
Тема: Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики в очагах чрезвычайных ситуаций.
Признаки расстройства психики у пострадавших в очагах чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь, особенности её оказания. Правила ухода и транспортировки.


Почти все люди, оказавшиеся в очаге катастрофы или стихийного бедствия, в той или иной степени испытывают стресс, и поэтому, как правило, нуждаются в первой психиатрической помощи.

Среди лиц пострадавших от телесных травм при ЧС до 15% нуждаются в стационарном и более 50% в амбулаторном лечении у психиатров.

У подавляющего большинства пострадавших после катастрофического воздействия возникают «непсихотические» расстройства.

Они выражаются в растерянности, непонимания того, что происходит. За этим коротким периодом при простой реакции страха наблюдается умеренное повышение активности:

  • движения становятся чёткими, экономными;
  • увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению многих людей в безопасные места;
  • нарушения речи ограничиваются ускорением её темпа, запинками, голос становится громким, звонким;
  • отмечается мобилизация воли, внимания.

Характерным является изменение переживания времени, течение которого замедляется и длительность острого периода представляется увеличенной в несколько раз.

В экстремальных ситуациях происходит одномоментное воздействие на человека нескольких травмирующих факторов (потеря родных и близких, разрушение строений, страх, чрезмерная боль, общая паника, и др.), что может приводить к возникновению острых психических расстройств одновременно у большого числа людей.

Причём нарушение психики у людей происходит в те моменты, когда необходимо принимать экстренные меры для их спасения. Потеря самоконтроля, дезорганизация, паника приводят к увеличению числа пострадавших в очаге катастрофы или стихийного бедствия.

Острые нарушения психики сами по себе могут создавать чрезвычайные ситуации – такие, как массовые панические реакции, коллективные самоубийства и др.

НЕ смотря на развитие психических расстройств, сохранивший самоконтроль пострадавший человек вынужден продолжать активную борьбу за свою жизнь, жизнь близких и окружающих.
У значительной части людей в ЧС изменения психического состояния носят более глубокий характер и возникают патологические психогенные реакции.

В условиях экстремальной ситуации клиническая картина психогенных расстройств не носит строго индивидуальный характер, а сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений.

В очаге катастрофы можно ожидать развития следующих форм явных острых нарушений психики и поведения;

  • речевое и двигательное возбуждение. Поведение колеблется от безуспешных попыток овладеть ситуацией, беспорядочного, создающего хаос метания с неуместными выкриками, обрывками команд до панического бегства. Такое поведение создаёт угрозу жизни самого пострадавшего и способствует возникновению общей паники;
  • растерянность. Обращает внимание нелепая суетливость, утрата способности к целенаправленным действиям, неадекватность отдельных поступков, неуместная, иногда вызывающая протесты окружающих мимика, дурашливость, невыполнение элементарных и психологически оправданных распоряжений. Такое поведение создаёт большую опасность для жизни пострадавшего, и он становится помехой при проведении спасательных работ;
  • ступор. Пострадавший практически обездвижен, лежит с закрытыми глазами, бездеятелен даже в ситуации острой опасности. Иногда имеет место «страусиная» реакция, которая проявляется стремлением «замереть, спрятаться, сжаться в комок» (отмечается часто у детей). Такое поведение создаёт опасность для жизни пострадавшего, его необходимо срочно эвакуировать;
  • депрессия. Обращает на себя внимание поведение, свидетельствующее о переживании горя и отчаяния. Пострадавший полностью погружён в своё переживание, безучастен к окружающему, сидит в постоянной позе, иногда стереотипно раскачивается. Обычно это происходит вблизи от места внезапной смерти родных и близких. Создаётся вероятность попыток самоубийства, возникает опасность сопротивления при проведении спасательных работ;
  • галлюцинации и бред. Как правило, поведение не адекватное обстановке. Галлюцинации могут быть слуховыми (слышат голоса, звуки) и зрительными (видят образы, предметы и т.д.). Пострадавшие «прислушиваются к чему – то», «выполняют чьи – то команды», высказывают идеи, что их преследуют, на них воздействуют. Высказывают также, идеи величия, могущества. Обычно такие психические нарушения являются проявлением ранее имевшихся психических расстройств. Создаётся очень большая опасность для окружающих и для жизни самого пострадавшего из–за непредсказуемости его действий. Эти пострадавшие подлежат немедленной эвакуации с сопровождением. Все выше названные состояния могут внезапно, часто без видимых причин, сменяться «отчаянными» агрессивными действиями в адрес тех, кто оказывает помощь или просто оказался рядом.

Выше указанные психические нарушения служат также, основанием для оказания первой помощи по жизненным показаниям, так как делают пострадавших опасными для окружающих и для самих себя. Эти нарушения являются основанием для их изоляции и наблюдения за ними.

При чрезвычайных ситуациях и после выделяют три временных периода, в течение которых происходят различные психические нарушения:

— первый период от начала катастрофы до организации спасательных работ (минуты, часы). Внезапно возникает угроза собственной жизни и угроза гибели близких людей. В этот период наиболее опасными нарушениями психики будут массовые психозы, паника;

— во втором периоде (дни, месяцы) происходит осознание потери родных и близких людей, разобщение семей, потери имущества. Эмоциональное напряжение сменяется астенией и депрессией;

— третий период (месяцы, годы) наблюдается, чаще всего, у эвакуируемых людей. Происходит сложная эмоциональная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений.

Спасателю очень важно знать те психические состояния, которые возникают в первом периоде. Наиболее значимые из них это реактивные состояния, развивающиеся при стихийных бедствиях и катастрофах, особенно, реактивные психозы, аффективно – шоковые реакции и истерические психозы. Эти состояния характеризуются:

  • чувством страха, достигающим ощущения сиюминутной гибели;
  • дезорганизацией поведения (беспорядочное метание, паническое бегство или оцепенение, ступор);
  • нарушением осознания окружающего, нарушением восприятия и осмысления, не объективной оценкой своего состояния.

Аффективно – шоковые реакции возникают при внезапном опасном для жизни потрясении, они всегда непродолжительны, длятся от 15 – 20 минут до нескольких часов или суток и встречаются в двух вариантах:

  • гипокинетический вариант. Характеризуется явлениями эмоционального и двигательного угнетения, общим «оцепенением». Пострадавший застывает в одной позе, их мимика либо безучастна, либо выражает страх, может быть обморочное состояние;
  • гиперкинетический вариант. Характеризуется острым психомоторным возбуждением (двигательная буря). Пострадавшие куда – то бегут, их движения и высказывания хаотичны, отрывочны, мимика отражает устрашающее переживание. Речь нередко спутана в виде бессвязного речевого потока. Обычно они дезориентированы. Может быть глубокое помрачение сознания.

При истерических расстройствах в переживаниях больных преобладают яркие образные представления, они становятся, крайне внушаемы и само внушаемы. В клинической картине, обращает на себя внимание, «демонстративность» поведения с плачем, нелепым хохотом, могут быть истерические припадки и помрачение сознания.

Депрессивные расстройства проявляются своеобразным осознанием своей виновности перед погибшими, сожалением, что не разделил их судьбу, возникает отвращение к жизни. Не смотря на это, пострадавшие с трудом, но справляются с повседневными заботами.

При ЧС наряду с психическими расстройствами, нередко отмечаются другие, такие как внезапная головная боль, общая слабость, тошнота, головокружение, учащённое мочеиспускание, озноб, дрожание конечностей, обмороки.

После завершения острого периода у некоторых пострадавших наблюдается кратковременное облегчение, подъём настроения, многоречивость с многократным повторением рассказа о своих переживаниях. Эта фаза эйфории длится от нескольких минут до нескольких часов.

Затем, как правило, она сменяется вялостью, безразличием, угнетением, затруднением в осмыслении задаваемых вопросов, трудностями при выполнении даже простых заданий.

Другим вариантом выхода из острого периода может быть тревожное состояние, для которого характерно двигательное беспокойство, суетливость, нетерпеливость, многоречивость, стремление к обилию контактов с окружающими. Эпизоды эмоционального напряжения быстро сменяются вялостью, апатией.

  • Первая помощь.
  • Первая психиатрическая помощь пострадавшим в очаге включает мероприятия по предупреждению причинения пострадавшим вреда самому себе и окружающим, и тем самым, спасению жизни. Эти мероприятия включают следующие моменты:
  • — выявление лиц с психическими расстройствами, особенно, тех из них, которые нуждаются в оказании первой психиатрической помощи по жизненным показаниям и оказание им срочной помощи;
  • — благополучную изоляцию лиц, опасных для окружающих;
  • — эвакуацию пострадавших из очага;

— оказание медикаментозной помощи пострадавшим. Выше указанные первые три группы пострадавших являются сортировочными группами.

  1. Для правильной организации помощи пострадавшим с психическими расстройствами в очаге спасатели вынуждены будут проводить хотя бы предварительную сортировку.
  2. Критериями сортировки являются:
  3. — оценка состояния сознания;
  4. — наличие двигательных расстройств (психомоторное возбуждение или ступор);
  5. особенности эмоционального состояния (страх, тревога, депрессия);

Большое значение имеет своевременное выявление и эвакуация охваченных страхом паникёров и истерических личностей, составляющих группу повышенного риска развития паники.

Существуют простые приёмы восстановления самоконтроля в условиях ЧС, например, при испуге рекомендуется сделать глубокий вдох и выдыхать воздух сквозь плотно сжатые зубы.

Не рекомендуется с целью снятия страха прибегать к приёму спиртного, так как его даже незначительная передозировка может нарушить координацию движений и способность правильно оценивать обстановку. Не рекомендуется также, приём успокаивающих лекарств без назначения врача из–за возможности побочного действия.

Пострадавшие, которые находятся в состоянии сильного психомоторного возбуждения или в состоянии агрессии и представляют опасность для окружающих, а так же, для самих себя должны быть зафиксированы. Фиксирование производят с помощью специальных ремней или длинным полотном или полотенцами или простынями с соблюдением определённых правил так, чтобы не навредить больному.

Разрешается фиксирование предплечий за спиной (при необходимости, фиксируют также ноги). Фиксирование пострадавшего к носилкам производят через грудь к спинке или к бокам носилок. При этом следует следить за тем, чтобы не были повреждены или чрезмерно сильно сдавлены конечности.

Категорически запрещается фиксирование пострадавшего к носилкам (койке) способом «хомут», когда ремень охватывает шею сзади, пропускается вперёд под мышками, и привязывается назад к спинке носилок (койки), так как при этом неминуемо сдавливаются плечевые сосуды и нервы, и возможно развитие параличей рук.

Правильное и своевременное фиксирование пострадавшего при острых психических нарушениях — эффективное и простое средство спасения. Фиксирование является также необходимым условием транспортировки данной категории пострадавших.

Большое значение при оказании первой помощи пострадавшим с острыми расстройствами психики имеет психологическое состояние самого спасателя. Спокойное и уверенное поведение в сочетании с высокой профессиональной подготовкой гарантирует успех в работе спасателя в очаге ЧС.

Используемая литература:

  1. Лекции Самарского ОЦМК «Психические нарушения при стихийных бедствиях и катастрофах».
  2. «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях». Под редакцией

д.м.н. В.К. Агапова. Москва 1995 г.

  1. «Медицина катастроф». Учебное пособие. Под редакцией профессора

В.М. Рябочкина, профессора Г.И. Назаренко. 1996 год. 4) «Организация и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях». Под редакцией профессора Г.А. Рябова. Москва 1993 г.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://www.psihdocs.ru/pervaya-medicinskaya-pomoshe-postradavshim-s-ostrimi-rasstrojs.html

Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики

Особой функцией мозга человека является отражение им окружающего мира (объективной действительности), его познание и осуществление на этой основе регуляции поведения человека. Эта функция мозга человека получила название психической деятельности, или психики (от греческого — душевный).

Познание действительности человеком начинается с живого созерцания предметов и явлений, воздействующих на органы чувств, и отражается человеком в виде ощущений, восприятий и представлений.

От этого непосредственного отражения действительности человек переходит к мышлению, осуществляемому с помощью мозга и языка.

Важнейшую роль в отражении человеком объективной действительности играют запоминание и последующее воспроизведение предметов и явлений действительности, т.е. память.

Человек, опираясь на память, получает возможность создавать образы таких явлений и предметов, которых он сам непосредственно не воспринимал, проникать мысленно в будущее, к которому стремится — человеку свойственно воображение.

Объективная действительность отражается в мозгу человека и в виде чувств. В деятельности человека находят проявления разнообразные психические свойства личности — особенности памяти, воображения, мышления, волевые качества, интеллект, склонности, способности, характер.

Будучи обусловлена жизнью, психика человека играет в ней важную роль. Она побуждает человека к действиям и регулирует их.

При острых и хронических инфекциях, отравлениях, ушибах и сотрясениях головного мозга, заболевании внутренних органов, психических потрясениях могут возникать поражения психической деятельности головного мозга, при которых нарушается отражение реального мира. Возникают психические расстройства или психозы.

Психические расстройства — это поражение психической деятельности головного мозга, при которых нарушается видение реального мира, что проявляется в расстройствах его познания и осознавания бытия.

Проявления психических расстройств выражаются в разнообразном изменении различных сторон психической деятельности, а именно:

а) При нарушении восприятия реальности возникают иллюзии и галлюцинации. Иллюзии — это ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов или явлений.

Иллюзии могут возникать и у здоровых людей вследствие определенных законов ощущений и восприятий, например, кажущееся увеличение светлых предметов, по сравнению с одинаковыми по величине темными предметами.

При психических расстройствах иллюзии проявляются в виде каких-либо навязчивых неверных представлений и сопровождаются повышенной эмоциональной возбудимостью человека, напряженным ожиданием чего-либо.

Галлюцинации — это расстройства восприятия в виде ощущений и образов, непроизвольно возникающих без реального объекта и приобретающих для больного характер объективной реальности. Это обманы чувств в области зрения, слуха, осязания и др., возникающие без внешнего раздражителя и принимаемые за образы реальных предметов.

Источник: https://studwood.ru/1533109/bzhd/pervaya_meditsinskaya_pomosch_postradavshim_ostrymi_rasstroystvami_psihiki

Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики

Рассмотренные выше особенности поведения пострадавших следует учитывать спасателям, прибывшим в зону ЧС для оказания помощи.

Если спасатели прибывают в зону ЧС в срок от нескольких минут до нескольких десятков минут, они встречают пострадавших в оглушенном, заторможенном состоянии. Такое состояние напоминает шоковое, однако, оно вызвано не травмой, а психогенным возбуждением ЧС.

Если население, пострадавшее в ЧС, к моменту прибытия спасателей находится на второй или третьей стадии психической реакции на ЧС, то спасатели должны учитывать трудности при взаимодействии с  пострадавшим населением.

Поэтому для снятия психической напряженности у населения рекомендуется наладить как можно более полное информирование его о событиях, происходящих в зоне ЧС, о действиях спасателей, о планах и результатах спасательных работ.

При оказании медицинской помощи пострадавшим с расстройствами психики необходимо учитывать положения закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3186-1 от 2.07.92 г.

Этим законом установлено, что все лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Ограничения прав и свобод граждан, связанные с психическим расстройством, допустимы лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

  • Право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший свою квалификацию в установленном порядке.
  • Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.
  • Законом установлено, что психиатрическая помощь оказывается с согласия пострадавшего после его освидетельствования, за исключением отдельных случаев.
  • Психиатрическое освидетельствование, а также принудительное лечение пострадавшего может быть проведено без его согласия в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основание предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обуславливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
  • При оказании психиатрической помощи пострадавшим меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации применяются только в тех случаях и на тот период времени, когда иными методами невозможно предотвратить действия пострадавшего, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинского персонала.

Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечить безопасные условия для доступа к пострадавшему лицу и его осмотра.

В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны пострадавшего лица, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники милиции действуют в порядке, установленным  законодательством о милиции.

В ЧС часть функций медицинских работников-психиатров спасателям придется брать на себя. При этом они должны руководствоваться следующими положениями:

—    тяжело пострадавших ограждать от дополнительных раздражающих воздействий, а также, по возможности, от  посторонних, т.к. наблюдение за страданиями других оказывает дополнительное психотравмирующее воздействие на находящихся в зоне ЧС;

  1. —    проявлять чуткость и внимание к тем, кто испытывает тяжелые страдания;
  2. —    добрые слова, спокойные рассуждения спасателя, беседа, просто прикосновение к пострадавшим облегчают страдания, особенно тех, кто ожидает своей гибели или тяжелого для себя исхода дальнейших событий;
  3. —    коррекция психического состояния населения и потерпевших с помощью медикаментозных средств  осуществляется по решению врача.

В ряде случаев состояние пострадавших требует безотлагательных мер по надзору и организации медицинской помощи.  Чаще всего это возникает при психомоторном возбуждении, а также при попытках к самоубийству.

В психомоторном состоянии пострадавшие бывают агрессивны, гневливы, напряжены, насторожены, не спят, мечутся, совершают беспорядочные движения, неожиданные поступки, стремятся куда-то бежать, выпрыгнуть в окно, наносят самоповреждения. Психомоторное возбуждение может возникнуть при галлюцинациях и бреде, помрачении сознания, а также при ажитированной депрессии.

Ряд пострадавших проявляют агрессию в отношении лиц, с которыми ранее вступали в конфликт. Отдельные пострадавшие  не только сами нарушают покой окружающих, но и подстрекают к этому других.

При возникновении психомоторного возбуждения необходимо, прежде всего, обеспечить безопасность больного и  окружающих его людей. Особое внимание в этом отношении требуют состояния эпилептического возбуждения, протекающие с аффектом злобы и агрессивно-разрушительными действиями.

Пострадавшего следует изолировать в отдельное помещение, где остаются лишь лица, обеспечивающие надзор. Все предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения или самоубийства, должны быть недоступны пострадавшему.

Если пострадавший не подпускает к себе, то к нему подходят с нескольких сторон одновременно, держа перед собой одеяла, подушки, матрасы или какие-либо иные смягчающие удар предметы. При удерживании прижимают руки и ноги пострадавшего, причем руки – путем давления на бедра. Для удержания головы используют полотенце.

Фиксируя полотенце на лбу, прижимают им голову к подушке. При иммобилизации нельзя причинять боль; во избежание переломов костей или хрящей, а также нарушения дыхания не следует надавливать на шею, грудь и живот.

Пострадавшие, находящиеся в состоянии острого психомоторного возбуждения, подлежат срочной госпитализации в психиатрическую больницу. Если стационар расположен недалеко, то введение лекарств на время транспортировки можно избежать.

Когда возбуждение препятствует транспортировке больного, вводят медикаменты внутримышечно или подкожно, реже – в клизме. При этом следует правильно зафиксировать руку или бедро, куда делают инъекции.

Если инъекцию делают в ягодицу, то пострадавшего удерживают в положении на животе.

Для купирования сильного возбуждения внутримышечно вводят 5-7 мл 10% раствора гексения или 0,3-0,5 мл 5% раствора апоморфина, затем вводят хлоргидрат в клизме.

При острой необходимости используют также психотропные средства: внутримышечные инъекции аминазина и левомепромазина (тизерциана) – 2-4 мл 2,5% раствора, галоперидола – 0,5 мл 0,5% раствора, хлорпротиксена и хлордиазепоксида (элениума) по 50-100 мл, дизепама – 2-4 мл 0,5% раствора. Наряду с этим необходимо введение сосудистых препаратов (кофеин, кордиамин и др.).

Источник: https://u321.livejournal.com/19488.html

Психологическая помощь при психических расстройствах (стр. 1 из 4)

  • Реферат по курсу
  • “Психологическая помощь
  • при психических расстройствах”
  • “НЛП в психотерапии”
  • Часть 1.
  • Общий обзор психических расстройств
  • · Шизофрения
  • · Маниакально-депрессивный психоз
  • · Эпилепсия
  • · Психопатия
  • · Неврозы
  • Часть 2.
  • Психотерапия при неврозах и других пограничных состояниях
  • Психотерапия при психозах
  • Психотерапия при алкоголизме
  • Психотерапия лекарственной зависимости
  • Часть 3.
  • НЛП в психотерапии
  • Пример: работа с фобиями в НЛП
  • Список использованной литературы
  • Часть 1.
  • Общий обзор психических расстройств

Психические болезни обусловлены патологией головного мозга и проявляются в виде расстройств психической деятельности.

К психическим болезням относят как грубые расстройства отражения реального мира с нарушениями поведения (психозы), так и более легкие изменения психической деятельности (неврозы, психопатии, некоторые виды аффективной патологии).

Причины возникновения психических заболеваний бывают внутренне обусловленные (эндогенные) и внешне обусловленные (экзогенные). Эндогенные определяются в основном конституционально-генетическими факторами.

К этой группе относят шизофрению и маниакально-депрессивный психоз (МДП). Экзогенные заболевания обусловлены влиянием внешней среды.

К ним относятся органические поражения головного мозга разного происхождения (например, алкогольные психозы, инфекционные психозы, сифилитические психозы, травматическая эпилепсия и т.д.) .

Шизофрения

Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов). Часто прогрессирование болезни приводит к разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности, значительной дезадаптации больных в обществе.

Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями, с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.), галлюцинаторно-параноидная, простая, гебефреническая, кататоническая. При шизофрении выражено нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы.

У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (безразличие ко всем явлениям жизни).

Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях.

Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия от незначительного до резко выраженного, болезненного безволия.

Расстройства мышления при шизофрении характерны искажениемпроцесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи. При проведении многих методик у больных отмечаются резонерство, соскальзывание, непоследовательность и др. Основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

Маниакально-депрессивный психоз

Маниакально-депрессивный психоз – это заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз, разделенных интермиссиями, то есть состояниями с полным исчезновением психических расстройств. Заболевание не приводит к изменениям личности и дефектам в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, несмотря на многократные рецидивы.

У подростков значительно чаще классических вариантов наблюдаются депрессии в форме психопатических эквивалентов с асоциальным поведением. В подобных случаях психологическое исследование может оказаться единственным методом, выявляющим депрессию.

Заболевание протекает в форме отдельно возникающих или сдвоенных фаз – маниакальной и депрессивной. Продолжительность отдельных фаз колеблется от нескольких дней и недель до нескольких лет.

Депрессивная фаза характеризуется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных процессов, психомоторным и речевым торможением.

Для маниакальной фазы характерны: повышенное настроение, ускоренное протекание мыслительных процессов, психомоторное и речевое возбуждение.

Эпилепсия

Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание, характеризующееся наличием пароксизмальных расстройств, эпизодически возникающих расстройств в сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы.

Один из характерных признаков эпилепсии – кратковременный судорожный припадок. Обычно припадок начинается внезапно. Иногда за 1-2 дня до припадка появляются предвестники: плохое самочувствие, раздражительность, головная боль и т.д.

Изменения личности по эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления, невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (приступы расстройств настроения, чаще склонность к злобно-тоскливому).

Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта, слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается подчеркнутый до карикатурности педантизм в отношении одежды, порядка в доме и т.п.

Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм, выражающийся в незрелости суждений, свойственная некоторым больным неадекватная религиозность. Часто встречается утрированная до слащавости, до подобострастия любезность; сочетание повышенной чувствительности, ранимости с брутальностью, злобностью.

Лицо этих больных малоподвижно, маловыразительно, мимические реакции бедны, больные скупы и сдержанны в жестах.

Психопатия

Если акцентуация характера является крайним вариантом нормы, то психопатия – это патология характера. П.Б. Ганнушкин писал, что “психопатии – это аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде”.

Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками: тотальностью, стабильностью и дезадаптацией. Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.

Существует несколько классификаций психопатий по различным признакам. Психопатии можно классифицировать по степени тяжести: тяжелая, выраженная, умеренная.

Неврозы

Неврозы характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью. Они подходят под определение “пограничные состояния, что включает донозологические невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях и другие, протекающие на невротическом уровне.

В отличие от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности, сохраняется критическое отношение к болезни влияниям. В настоящее время в понятие “невроз” вкладывается разное содержание. Различаются и представления о причинах возникновения неврозов.

Некоторые исследователи считают, что невротические феномены вызваны определенными патологическими механизмами чисто биологической природы. С точки зрения бихевиористов, реально существуют лишь отдельные невротические симптомы как результат неправильного научения.

Экзистенциалисты вообще не считают неврозы болезнью, приверженцы гуманистический психологии говорят, что невроз – это неудовлетворенная потребность в самоактуализации, представители течения “антипсихиатрия” утверждают, что неврозы – “нормальное поведение в ненормальном обществе”.

Поэтому существует множество классификаций неврозов по разным признакам.

Невроз – это “психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатологических явлений”. В настоящее время большинство отечественных авторов выделяют три классические формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Неврастения.
А. Кемпински говорит, что при неврастении появившаяся слабость носит характер постоянного чувства усталости.

Больной чувствует себя как после тяжелой физической работы или после тяжелого заболевания, жалуется на мышечные боли, особенно в поясничной области (повышенное напряжение этих мышц), на сердцебиения, боли в животе, расстройства половой сферы (преждевременная эякуляция, импотенция у мужчин, аноргазмия у женщин).

Головные боли проявляются в виде сжимающего обруча (неврастенический шлем), ощущается чувство давления внутри головы, сумбур в голове.

Отмечаются трудности концентрации внимания и запоминания – эти нарушения являются проявлением психической усталости. С утра характерно чувство усталости, к вечеру – оживление. Больные плохо засыпают, видят кошмарные, поверхностные сны.

Испытывают раздражительность, злобу, чувство исчерпанности, “вулканические” извержения гнева.

Неврастенией чаще страдают руководящие работники. Они не могут справляться со своими обязанностями, находятся в постоянном напряжении, вспыльчивы, дают противоречивые указания. Их раздражает все и вся.

Для неврастении характерны спешка и скука. Больной хочет “оказаться в другом мире”, оставить в прошлом действительность, бежать от нее или разрушить.

Неврастеник борется с актуальным временем, с актуальной ситуацией.

Источник: https://mirznanii.com/a/196416/psikhologicheskaya-pomoshch-pri-psikhicheskikh-rasstroystvakh

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector