Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекции

Оппозиционно-вызывающее расстройство является одним из видов расстройств поведения и в большинстве случаев не представляет собой чего-то такого уж страшного и неприятного, как про это думают родители и некоторые учителя.

Считается, что оно в той или иной мере встречается у 15-20% детей и уж точно, что является одной из наиболее частых причин обращения к детским психологам или психиатрам, специализирующимся на работе с детьми.

Многие теории психодинамического подхода рассматривают в качестве причины конфликт между привычной зависимостью от взрослых и стремлением к самостоятельности и обособления.

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекцииОппозиционно-вызывающее расстройство характеризуется неповиновением, агрессивностью, склонностью намеренно раздражать окружающих

Побочный эффект формирования личности

Что касается автора, то он идёт ещё дальше. С моей точки зрения оппозиционно-вызывающее расстройство у детей возникает в силу множества конфликтов, которые неизбежно окружают собой процесс формирования личности. В конечном итоге личность является результатом детерминирующего воздействия среды на сознание и психику ребёнка.

Сама по себе она нужна только для установления коммуникационных каналов и обретения способности жить в социуме. При этом этот же социум постоянно создаёт новые и новые паттерны. С какими-то из них ребёнок мирится, с какими-то соглашается, а какие-то не может принять. Но он не обладает нужными конструктивными особенностями психики.

Она просто ещё не до конца сформировалась. В результате возникает общее изменение поведения, которое превращается в единый оппозиционный настрой. Характерно, что всё это связано с готовностью ребёнка проститься с чем-то, что ему нужно или нравиться.

К примеру, он знает, что в случае «плохого» поведения его лишат прогулок, Интернета, каких-то поездок, покупок, но идёт на это для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальную значимость.

Конфликты с учителями могут не иметь под собой каких-то явных причин. Учитель может быть мягким, добрым человеком, который не сделал ребёнку никакого зла, однако, тот всё равно ведёт себя по отношению к нему вызывающе. Причина может прятаться в чём-то не столь уж глубоком.

К примеру, родители несколько раз сказали сыну, что нужно учить математику, поскольку это даст ему возможность стать финансистом, а уже это принесёт свои экономические плоды. Ребёнок ещё и сам не знает, кем он хочет быть, но по отношению к тому, что родители всё решили за него начинает протестовать.

В результате освоение школьной программы, и без того трудное, получает ещё и психологическое обоснование. Одно дело — просто плохо учиться, а другое — в качестве протеста, что греет душу своей обоснованностью.

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекцииТакое расстройство нередко связывают с синдромом дефицита внимания

Немного о проблемах диагностики

Кроме явно поведенческих выделяют ещё два фактора — снижение успеваемости и общая агрессивность. Кроме этого говорят ещё и о сопутствующих признаках — рассеянность, забывчивость, трудности с концентрацией внимания.

В действительности это не полностью соответствует действительности. Агрессивность при таком расстройстве поведения носит мнимый характер. Ребёнок более ищет способы её продемонстрировать, чем агрессивен на самом деле. Нечёткой является и картина с успеваемостью.

Обычно у таких детей есть несколько любимых предметов и на них они и тратят большую часть времени. Что касается рассеянности и несобранности, то обычно она не достигает критической отметки.

Отметим и то, что в подавляющем большинстве случаев расстройство проходит само в период полового созревания.

Немаловажную роль играет и эмоциональная, духовная и всякая другая незрелость родителей, которые часто компенсируют отсутствие истинного авторитета какими-то репрессивными методами, или пытаются убеждать, но совершено не обладают к тому способностями. Ребёнок видит подобные изъяны и строит ещё большую стену.

Вот один из характерных примеров. Родители по непонятной педагогической науке причинам приобрели кролика. Маленький, белый, очень умный. Сразу узнал, где его туалет, забавно играл. По достижении определённого возраста его… Убили и съели. У девочки, их дочери, не было никаких истерик на этот счёт. Но поведение изменилось коренным образом.

Довод очень простой, если им можно убить и съесть кролика, то мне можно вообще всё. Она же не совершит такого страшного поступка по определению. А уж как она будет учиться, что смотреть, что читать… «Нет, теперь это не им решать.» Это с её слов.

И вот попробуйте убедить в обратном… Приходится признать, что девочка по-своему права, давайте начнём с этого.

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекцииОппозиционно-вызывающее расстройство зачастую становится причиной ухудшения деятельности ребенка в социальной и профессиональной сфере

И ещё… Сложность в том, что терапия — это не более 20% общей коррекции. Другие 80% педагогика в широком понимании.

Другой аспект сложностей относится непосредственно к диагностике. На первых взгляд всё просто. Необходимо наличие:

  • хотя бы четырёх признаков критерия «А» из списка общих критериев расстройства поведения F91;
  • симптомы должны иметь неадекватность по отношению к возрасту ребёнка;
  • четыре признака должны прослеживаться в срок более полугода.

Всё это достаточно легко дифференцировать с чем-то более конкретным. К примеру, смешанное расстройство учебных навыков не позволяет ребёнку хорошо учиться. Тут у нас во главе угла поведение, а там учёба. А вот попробуйте дифференцировать с F94.1, реактивным расстройством привязанностей в детском возрасте.

В подавляющем большинстве случаев проблема уходит во взаимоотношение детей и родителей, как и в психическую зрелость самих родителей. Разобрать всю эту мозаику с причинами агрессии или настороженности, плохого контакта со сверстниками подчас бывает просто невозможно. К счастью, задача так и не ставится.

Дифференцировать нужно в первую очередь с чем-то, что можно не заметить, а лечение хорошо бы начать уже сейчас. В первую очередь это относится к расстройствам, которые имеют органическую природу.

Нужно исключить расстройство личности в связи с эпилепсией, возможные последствия вирусных инфекций и другие органические заболевания ЦНС и высшей нервной системы.

Стоит увидеть:  Хронический алкоголизм

Лечение

Что касается терапии, то прежде всего нужно исключить любую медикаментозную. Это совершенно не тот случай.

По отношению к ребёнку нужно применять методы, которые позволят ему самому осознать, что его конфликт спровоцирован тем, что он инфантильно зависит от родителей, не хочет с этим мириться, а что делать не знает, поэтому вступает в оппозицию. По отношению же к родителям нужна куда более трудная терапия.

Проблема в том, что у родителей, даже если они признают какое-то своё несовершенство в общем случае, теряется критика, когда дело доходит до воспитания. Конечно, это не такая потеря критики, как при расстройствах. Если у них нет расстройств психики у самих, то это более стереотип.

Он формируется всё время жизни ребёнка. Родители обычно слишком расширяют рамки понятия «мой ребёнок». В результате воздействуют на его психику так, как считают нужным и используют те методы, которые видятся им правильными.

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекцииЛечением расстройства должны заниматься психиатры, детские психологи и терапевты

Трудно сказать что-то определённое о прогнозе. Это расстройство не проходит само по себе только тогда, когда оно связано с какими-то ещё.

Во всех остальных случаях всё меняется при достижении пубертатного возраста. Может быть и в худшую сторону, а может и в лучшую.

Говорить что-то определённое о психике можно только после полового созревания, а до этого только об особенностях её формирования.

Источник: http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/oppozitsionno-vyizyivayushhee-rasstroystvo.html

Вызывающее оппозиционное расстройство

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекции

Вызывающее оппозиционное расстройство – поведенческое нарушение, проявляющееся открытым противостоянием, неповиновением в отношении авторитарности окружающих. Основные симптомы: эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, озлобленность, мстительность, пренебрежение правилами поведения, стремление раздражать, задирать, обвинять других людей. Устойчивая враждебность, негативизм сохраняются минимум на протяжении 6 месяцев. Расстройство диагностируется клиническими, психологическими методами. Лечение основано на семейной и индивидуальной психотерапии.

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) в МКБ-10 отнесено к рубрике «Расстройства поведения». Диагностируется у детей младшего, среднего школьного возраста, качественно отличается от аффективных и психотических нарушений. Центральный симптом – оппозиция, противостояние взрослым.

Жестокость, насилие, воровство, поджоги, характерные для других расстройств поведения, отсутствуют. Эпидемиология ВОР составляет от 5 до 20%. Разброс показателей объясняется различными диагностическими подходами. До пубертатного периода расстройство преобладает среди мальчиков, соотношение составляет 3:1.

У пациентов с СДВГ оно диагностируется втрое чаще, чем в общей популяции.

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекции

Вызывающее оппозиционное расстройство

Негативизм, упрямство, своеволие, противопоставление себя окружающим – нормальное проявление кризисов развития.

У малыша 2-3 лет данные черты актуализируют тенденцию к самостоятельности, у ребенка 7 лет – право самостоятельно делать выбор, выстраивать отношения, у подростка 13 лет – стремление к эмансипации, отделению от родителей.

Фиксация оппозиционных поведенческих тенденций, приводящая к проблемам социальной адаптации, свидетельствует о развитии вызывающего оппозиционного расстройства. К его причинам относятся:

  • Биологические факторы. Оппозиционно-вызывающее расстройство развивается на фоне дисфункций нейромедиаторов головного мозга, низкого сердечного ритма, сниженного базального уровня кортизола, повышенной электрической активности кожи, дисфункции префронтального кортекса, миндалевидного тела. Специфика данных факторов активно изучается.
  • Генетическая предрасположенность. Точные механизмы передачи расстройства от родителя к ребенку не установлены. Наследуемым может быть темперамент, на основе которого формируется высокая эмоциональная восприимчивость, интенсивность аффекта, низкая фрустрационная устойчивость.
  • Семейные взаимоотношения. Развитию ВОР способствует жесткое, непоследовательное воспитание, невнимательное отношение к детям. Часто ребенок перенимает (копирует) упрямство родителей, приемы манипулирования, эмоционального давления, пассивно-агрессивные черты характера.
  • Психологические особенности. ВОР возникает при выраженной склонности к самоутверждению, низкой самооценке, чувстве собственной несостоятельности. Противопоставляя себя взрослым, ребенок пытается доказать собственную значимость, самостоятельность.

Согласно психодинамическому подходу, вызывающее оппозиционное расстройство является характеристикой возраста, которому присущ внутренний конфликт между зависимостью и желанием самостоятельности.

Упрямство, негативизм рассматриваются как способы разрешения данного противоречия: оппозиционное поведение формально направлено на утверждение автономности, но усиливает внимание родителей. Ребенок внешне стремится к обособлению, но сохраняет прочную связь с матерью, отцом, педагогами, провоцируя ссоры, споры, выражая протест.

Оппозиционность становится бессознательной защитой от чувства несостоятельности, заниженной самооценки. ВОР реализуется на базе потребности ребенка в самоутверждении и эмоциональной незрелости родителей. Сторонники бихевиоральных теорий утверждают, что вызывающее оппозиционное расстройство является условной реакцией на порицание, критику, авторитарность старших.

На начальных этапах для ее запуска необходим развернутый стимул (длительные нравоучения, открытая критика), в дальнейшем достаточно воздействия слабого раздражителя (единственного замечания, взгляда).

Отличительной особенностью вызывающего оппозиционного расстройства является вариабельность сфер проявления. Ребенок отчасти способен контролировать поведение, выбирать ситуации для демонстрации оппозиционности: дома он упрямый, конфликтный, на приеме у врача – спокойный, покладистый. В зависимости от количества сфер, в которых реализуется расстройство, выделяют три степени тяжести:

  • Легкая. Поведение ребенка нарушается в одной определенной обстановке. Противостояние, упрямство наблюдаются дома при общении с мамой, папой, старшими сестрами, братьями.
  • Умеренная. Симптомы проявляются в двух типах ситуаций. Кроме родителей «противниками» становятся педагоги.
  • Тяжелая. Оппозиционно-вызывающие тенденции реализуются в трех и более сферах отношений. Ребенок упрям, агрессивен с учителями, родителям, родственниками, сверстниками.

Симптомы обнаруживаются с начала школьного обучения, реже – с 3-4 лет. Характерная особенность – проявление пассивной агрессии, ее адресность. Ребенок упрямится, отказывается выполнять просьбы старших, демонстративно обижается, легко начинает спорить, не имея аргументов.

В отношениях с отцом, матерью доминирует непослушание. Конфликты возникают на почве требований соблюдения гигиены, бытового самообслуживания, школьной успеваемости. Внешне это проявляется неряшливостью, несобранностью, неорганизованностью.

Попытки родителей скорректировать поведение провоцируют вспышки раздражения, вербальной агрессии, молчаливого протеста. Ребенок отказывается умываться, надевать чистую одежду, причесываться, есть за столом, посещать школу, выполнять домашние задания.

Замечания родителей только усиливают оппозиционность.

В споре со старшими ребенок до последнего отстаивает свою точку зрения, лишаясь важных привилегий – возможности гулять, играть в компьютерные игры, получать сладости. Иногда эпизоды непокладистости чередуются с абсолютным послушанием.

Неустойчивое поведение приводит к потере контроля со стороны детей и родителей, отношения становятся дисгармоничными, стиль воспитания – искаженным.

Эпизоды интенсивного контроля по поддержанию дисциплины, фиктивные наказания, пустые угрозы сменяются чрезмерными поощрениями.

Вызывающее оппозиционное расстройство сопровождается трудностями обучения. Снижение успеваемости связано с недостаточным прилежанием, отказом от помощи окружающих. Интеллект, когнитивные функции развиты нормально.

При тяжелых формах расстройства нарушаются отношения с одноклассниками. Постоянное противостояние окружающим, стремление спорить, доказывать свою правоту, обвинять в неудачах других людей препятствуют установлению дружеских отношений. Чувство вины отсутствует.

Ребенок не умеет сотрудничать, отказывается помогать другим детям.

Без специальной коррекции вызывающее оппозиционное расстройство провоцирует дезадаптацию в различных сферах жизни. Отсутствие друзей, доверительных отношений с родителями, продуктивного взаимодействия с педагогами формирует замкнутость, желание уединиться. Результат – нарастает чувство подавленности, одиночества, депрессия, развиваются эмоциональные нарушения.

У подростков оппозиционность закрепляется в чертах характера – возникают психопатические характерологические черты: озлобленность, злопамятность, завистливость, ипохондричность. Повышен риск алкоголизации, наркомании, девиантного поведения.

Низкая учебная успеваемость, сложности во взаимодействии со сверстниками, учителями приводят к безразличию, негативизму к будущей профессии, трудоустройству.

Родители обращаются к врачам, когда негативизм, конфликтность, мнительность проявляются регулярно, учащаются, распространяются на широкий круг ситуаций. К диагностическому процессу подключается педиатр, детский психиатр, медицинский психолог.

Дополнительные обследования проводятся неврологом, эндокринологом, отоларингологом. Результаты позволяют исключить аффективные и поведенческие отклонения как симптом дисбаланса нервной системы или гормонального статуса, нарушения слуха.

Специфическая диагностика включает:

  • Клиническую беседу. Врач-психиатр выслушает жалобы родителя, ребенка, уточняет данные семейного анамнеза, расспрашивает о внутрисемейных взаимоотношениях, школьной адаптации, успеваемости. Параллельно наблюдает за поведением ребенка: по отношению к врачу дети обычно не проявляют негатива, признаки ВОР обнаруживаются при случайном контакте с родителем.
  • Исследование эмоционально-личностных особенностей. Используются методики, выявляющие отклонения эмоционально-волевой, личностной сфер: опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), личностный опросник Айзенка. Дополнительно применяются проективные тесты, позволяющие обнаружить отрицаемые или неосознаваемые характеристики – озлобленность, упрямство, мстительность. Ребенку предлагаются рисуночные методики (Несуществующее животное, Дом-дерево-человек), тесты интерпретации ситуаций (Фрустрационный тест Розенцвейга, Рисуночный апперцептивный тест).
  • Исследование внутрисемейных отношений. Для получения наиболее объективной информации о семейных проблемах родители и дети заполняют опросники Анализ семейных взаимоотношений, тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика PARI. Из проективных методик используется тест Рисунок семьи, Семья за обедом.

Вызывающее оппозиционное расстройство необходимо дифференцировать с нормальными проявлениями кризисного периода. Ключевые моменты – стойкость, регулярность, длительность. От других поведенческих расстройств ВОР отличается отсутствием открытой агрессивности – дети не стремятся нанести вред, причинить боль, не занимаются воровством, поджогами, нападениями.

Модификация оппозиционного поведения детей невозможна без изменения отношения родителей. Поэтому в процесс лечения вовлекается вся семья: ребенок, мама, папа, старшие братья, сестры. Техники психотерапевтической работы подбираются специалистом индивидуально с учетом возраста пациента, особенностей отношений внутри семьи. Используются следующие методы:

  • Индивидуальная психотерапия. Психотерапевт обучает ребенка справляться с гневом, страхом, агрессией. Техниками когнитивной терапии прорабатываются устойчивые негативные мысли об отношении родителей, воспитании.
  • Семейная поведенческая терапия. Специалист совместно с членами семьи разрабатывает эффективные способы взаимодействия, способы мирного разрешения конфликтов. В форме игр, тренингов происходит апробирование различных психологических приемов.
  • Консультирование родителей. Психолог проводит встречи с обоими родителями, обсуждает существующий способ воспитания, его достоинства, недостатки, указывает на связь поведения родителей с реакциями ребенка. Акцент делается на то, что в основе расстройства лежит отчуждение ребенка, стремление стать самостоятельным, потребность быть любимым.

Прогноз вызывающего оппозиционного расстройства определяется своевременностью диагностики и успешностью терапевтических мероприятий. Большинство случаев имеет благоприятный исход: семейные конфликты сглаживаются, ребенок находит другую сферу для самоутверждения.

Предупредить поведенческие нарушения можно с помощью выстраивания продуктивных доброжелательных отношений. Необходимо поощрять ребенка за помощь, сотрудничество, уступчивость, демонстрировать эмоциональную стабильность, самоконтроль, последовательность поступков.

Важно участие обоих родителей, учителей, родственников.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/oppositional-defiant-disorder

Оппозиционно-вызывающее расстройство

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекции

Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) – это тип поведенческих расстройств, характерный для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. ОВР проявляется агрессивностью, брутальностью, неповиновением и склонностью нарочно раздражать и задирать окружающих. Хотя так нередко ведут себя многие дети, для ОВР характерно устойчивое враждебное и негативистское поведение в течение как минимум 6 месяцев.

  • По каким признакам поведения ребенка можно определить его оппозиционно-вызывающее расстройство?
  • • часто выходит из себя;
    • отказывается выполнять правила и просьбы взрослых, проявляет неповиновение;
    • часто спорит с взрослыми;
    • осознанно раздражает окружающих людей;
    • часто раздражается и легко выходит из себя;
    • в своих ошибках или проступках обвиняет других;
    • проявляет злобность и мстительность;
  • • часто сердится и обижается.

Ключевое отличие ОВР от других поведенческих отклонений – это отсутствие явных нарушений прав других людей и действующих законов (воровство, драки, жестокость, разрушительность, нападения и т.п.). Отсутствуют также характерные признаки аффективных, кондуктивных и психотических расстройств.

  1. К основным причинам возникновения оппозиционно-вызывающего расстройства психологи относят следующие факторы:
  2. • биологический фактор (аномальные изменения функции нейромедиаторов мозга);
    • генетическая предрасположенность (наследственность);
    • внешние факторы (психологическая атмосфера дома или в школе);
  3. • задержки в развитии.

Нарушения в поведении зачастую становятся причиной существенного ухудшения деятельности ребенка в социальной, профессиональной и академической сфере.

По статистике не менее 5% детей сегодня может быть диагностировано ОВР. Многие детские психологи небезосновательно связывают ОВР с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Конечно, не у всех страдающих СДВГ детей отмечается ОВР. Однако таких детей немало (65%).

У многих страдающих ОВР детей со временем часть признаков исчезает. К примеру, бунтующий подросток может превратиться во вполне покладистого взрослого. Тем не менее, некоторые признаки могут остаться на всю жизнь. Из агрессивного двухлетнего карапуза, скорее всего, вырастет такой же агрессивный взрослый.

  • Что можно посоветовать родителям ребенка с ОВР?
  • • поощряйте малыша за взаимодействие и уступчивость;
    • проявляйте самоконтроль;
    • разработайте стратегию своего поведения;
    • установите границы, которых ребенок должен придерживаться;
    • не действуйте в одиночку (взаимодействуйте с супругом, тренером, учителями);
  • • избегайте духовного и физического истощения (ребенок не должен отнимать все ваше время и энергию).

Лечение ОВР осуществляют детские психиатры, психологи и терапевты, которые имеют соответствующий опыт работы. При определенных обстоятельствах назначаются лекарства. В большинстве случаев медики дают рекомендации, которые касаются ребенка и его семьи.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Источник: https://kotikit.ru/qanda/oppozicionno-vyzyvayushhee-rasstrojstvo/

Неуправляемый ребенок или оппозиционно-вызывающее расстройство?

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекции

Хотите портрет ребенка с ОВР (оппозиционно-вызывающее расстройство), того «хулигана» который всех «достает»? Какой он неуправляемый ребенок?

Отчего он такой, не как все дети?

Точные причины не известны, но считается, как всегда, что это сочетание биологических, генетических и экологических факторов. Легче стало? Особенно родителям? Конечно, нет. И я понимаю, потому что оппозиционно вызывающее расстройство является сложной проблемой.

Не последнюю роль играют, такие факторы, как не благополучность семьи в целом, злоупотребление родителей психоактивными веществами (алкоголь, наркотики), нарушения семейного стиля воспитания и много других нарушений, которые ведут к данному состоянию или усугубляют уже имеющее. Ребенок становится неуправляемым.

Депрессия у детей: симптомы и причины

Хотя согласитесь, так называемое, оппозиционное поведение, ребенок проявляет на определенных этапах своего развития. Например: кризис 3 лет, чем не противостоящее поведение?

Или перед ребенком, или подростком, яркий пример «взрослого деятеля», который решает свои проблемы, посредством гнева, раздражительности, является «мастером» спора, призывает к мести к властям или , вообще, состоит в оппозиции, в самом отрицательном смысле слова. С кого он будет брать пример? Со своего окружения, естественно.

Какие еще дети могут подпасть под ОВР?

1.

Ребенок с холерическим темпераментом – это ребенок, который имеет уже характер, у которого уже есть сложности регулирования эмоций, и он эмоционально реагирует на ситуации или проблемы с примирениями, разочарованиями.
2.Ребенок, которому не повезло с родителями, который испытывает насилие или пренебрежение, жестокое обращение или противоречивое воспитание, или отсутствие, вообще, родительского надзора

3. Дети, лишенные семьи, по разным причинам.

  • Но все-таки, это разные вещи, и разобраться можно и разбираются…
  • Определения типа темперамента. Тест Айзенка

Продолжение истории

Если, у вашего ребенка есть, перечисленные небольшие симптомы из «портрета хулигана» и проявляет он их только у себя дома, то это считается мягким вариантом течения заболевания.  Умеренные «оппозиционики» уже имею побольше симптомов, и уже проявляют не только дома, но и за пределами.

  1. Но и есть самые серьезные, которые полностью совпадают со своим «портретом».
    Деление, конечно условное, для некоторых детей, симптомы сначала, могут быть замечены только у себя дома, но со временем вовлекается школа, да и друзья, начинают замечать, что, «что-то не, то с этим другом»…
  2. Сложность, как я подчеркнула выше, не только в том, что у ребенка ОВР, а в том, что все эти поведенческие проблемы, протекают на фоне гиперактивности, дефицита внимания, расстройства настроения, как детская депрессия, и усугубляющим фоном, могут быть и тревожные расстройства.
  3. Фобии у детей и подростков
  4. Когда вы пойдете к врачу, а вы просто обязаны посетить врача с таким положением ситуации, скорее всего, это будет психиатр, психологи и психотерапевты, подключатся попозже, вы как родитель, должны знать ответы на следующие вопросы:
  5. Эти вопросы будут вокруг эмоциональных и поведенческих факторов.

– Характерны ли для вашего ребенка злость и раздражительность?
– Он часто теряет самообладание?
– Обидчив ли он, и легко ли раздражает других?
– Часто сердится и обижается?
– Отмечаете ли вы, его готовность к спору и вызывающее поведение по отношению к взрослым (родители, учителя)
– Часто ли активно бросает вызов или отказывается выполнять просьбы или нарушает правила установленные взрослыми?
– Часто сознательно раздражает людей?
– Часто винит других в своих ошибках или недостойном поведении?
– Он мстителен, особенно, для него характерно, злобная мстительность?

– Сколько раз он показал злобную мстительность или оппозиционное поведение в отношении сверстников?

Вся, правда, в том, что нет гарантированного способа предотвратить расстройство оппозиционного-вызывающего поведения.

Тем не менее, положительное воспитание и раннее лечение, может свести к минимуму страдания ребенка и семьи, и предотвратить многие из проблем, связанных с болезнью.

Чем раньше выявлено ОВР, тем лучше и эффективнее можно управлять. Неуправляемый ребенок может стать проблемой для всех членов семьи.

Рекомендации родителям

Как родитель, вы не должны, пускаться «в одиночное плавание», пытаясь управлять неуправляемым ребенком. Призовите всех, кто может помочь вам, это врачи, консультанты педагоги, социальные работники, просто незнакомые люди со схожей бедой.

А в семье, ищите причины (ситуативные ) такого поведения.

– Попытайтесь отследить, что вызывает оппозиционное настроение дома . Проследите закономерность проявления плохого поведения.

– Может, есть некоторые конкретные вещи, которые он не хочет изначально делать?

– Убедитесь, те правила, которые вы установили дома, соответствуют ли возрасту может ли ваш ребенок может следовать за ними.

Такие требования, как от 5 летнетнего ребенка содержать в идеальной чистоте комнату, нужно пересмотреть. Разбить эти требования более мелкие задачи, такие как собирание своих игрушек в одном месте, маме помочь вытереть пыль и.т.д. Эти мероприятия помогут отрегулировать ситуацию так, что он будет менее склонен противостоять вашим требованиям.

– Старайтесь избегать ситуаций, в которых ребенок может быть более склонен «давать» плохое поведение. Если он терпеть не может ваши «завернутые обеды», зачем это делать?

– Если ребенок не любит резкие переходы, дайте немного времени сдаптироваться (это касается одежды, перестановки мебели, погоды, в конце концов).

– Относитесь к ребенку так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились. Очень «философично», но это так. Когда у вас плохое настроение, как бы, вы хотели, чтобы к вам отнеслись? Правильно, “оставьте меня в покое…”
Но, будьте тверды в том, что он должен делать, не пренебрегая тоном любви и понимании.

– Создайте дома абсолютные правила. Убедитесь, что ваш ребенок точно знает, что он должен и не должен делать, но не говорите что он неуправляемый ребенок. Например, если он разговаривает с вами в неуважительной манере, он должен знать, что последует за этим отношением. Не ремень, конечно, но что-то неприятное для него, можно ожидать.

  • – Разговаривайте с ребенком, выясняйте, обсуждайте, вырабатывайте решение, устраивающих членов семьи.
  • – Развивайте компромиссность ситуации. Один из способов, чтобы помочь ребенку почувствовать, что он имеет больше контроля над вещами, дать ему несколько вариантов выбора:
  • – «Ты сейчас уберешь игрушки или после, как покушаешь?»

– «Играть на компьютере 30 мин будешь, если сделаешь дом.задание вечером. Или сейчас, но зато получишь почти 1 час игры. Выбирай!»

Я буду рада, если вы поняли суть сегодняшней статьи.

Да, конечно, вам будут помогать все специалисты, но, помните, они всего-навсего люди, с определенными функциональными обязанностями.

Самое главное в лечении для вас, это показать вашему ребенку, последовательную, безусловную любовь и принятие его – даже во время сложных и разрушительных ситуаций. Не будьте слишком строги к себе. Этот процесс может быть жестким даже для самых терпеливых родителей.

Удачи вам!

Получить консультацию >>

Источник: https://psyzona-info.kz/huligan.html

Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)

850 Автор статьи

Критерии диагностирования 313.81 (F91.3)

A. Паттерн злобного/раздражительного настроения, конфликтного/вызывающего поведения, мстительность, длящиеся более шести месяцев, сопровождающиеся по крайней мере четырьмя из описанных ниже симптомов и демонстрируемые в процессе взаимодействия с одним и более людьми, не являющимися братом или сестрой.

  • Злобное/раздражительное настроение
  • Конфликтное/вызывающее поведение
  • Мстительность

1. Часто выходит из себя 2. Часто обижается/легко раздражается 3. Часто зол и злопамятен 4. Часто спорит с представителями власти или, в случае детей и подростков, со взрослыми. 5. Часто открыто игнорирует или отказывается подчиняться правилам или требованиям представителей власти. 6. Часто сознательно раздражает других 7. Часто винит других за свое поведение. 8. Злоба и мстительность по крайней мере дважды за последние шесть месяцев. Устойчивость и частота такого поведения является показателем того, насколько оно находится в пределах нормы или является симптоматичным. Для детей младше пяти лет такое поведение должно быть типичным практически каждый день на протяжении шести месяцев (критерий А8). Для возраста свыше пяти лет такое поведение должно проявляться по крайней мере раз в неделю на протяжении шести месяцев (критерий А8). Критерий частоты используется для определения симптомов, но также следует учитывать другие факторы, такие как возраст и пол человека, а также культуру общества, в котором он растет. B. Нестабильность поведения связана с напряженным состоянием индивида или его ближайшего социального окружения (семья, peer-группа, коллеги по работе), что негативно сказывается на социальной, образовательной, рабочей и других областях жизни. C. Проявления расстройства не связаны исключительно с психозом, употреблением веществ, депрессией и биполярным расстройством. Также симптомы проявляются в отсутствие расстройства регуляции поведения.

Степени тяжести расстройства:

1. Легкое: Симптомы проявляются только в определенной обстановке (например, дома, в школе, на работе, со сверстниками) 2. Умеренное: Симптомы проявляются по крайней мере в двух местах 3. Тяжелое: Симптомы проявляются в трех и более местах  

Специфика

Для людей с ODD довольно типично демонстрировать симптомы только дома и с членами семьи. Однако постоянный характер симптомов является индикатором тяжести расстройства.

Характерные черты

Основной чертой оппозиционно-вызывающего расстройства является частый и устойчивый паттерн злобного/раздражительного настроения, конфликтного/вызывающего поведения или мстительности (Критерий А). Люди с ODD нередко демонстрируют характерные черты расстройства в отсутствие плохого настроения.

Однако люди с ODD с паттерном злобного/раздражительного настроения также демонстрируют поведенческие паттерны.  Симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства могут проявляться только в одной обстановке, и чаще всего это дом.

Индивиды, которые демонстрируют достаточное для диагноза количество симптомов, даже проявляющихся только дома, все равно находятся в условиях ограниченного социального функционирования. Однако в более тяжелых случаях симптомы расстройства проявляются в нескольких местах.

Учитывая то, что постоянный характер симптомов является индикатором тяжести расстройства, необходимо оценить поведение индивида в разной обстановке и в разных интеракциях. Поскольку такое поведение типично для братьев и сестер, поведение индивидов с расстройством нужно оценить во взаимодействии с другими людьми, не братьями/сестрами.

Далее, поскольку симптомы расстройства обычно проявляются во взаимодействии со взрослыми или родственниками, которых индивид хорошо знает, они могут быть неочевидными в условиях клинического освидетельствования. Симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства в некоторой степени могут присутствовать у индивидов без расстройства.

Есть несколько признаков для определения поведения, симптоматичного расстройству. Во-первых, должны присутствовать четыре и более симптомов на протяжении последних шести месяцев. Во-вторых, устойчивость и частота симптомов должны превышать норму для данного возраста, пола и социальной культуры. Например, дети-дошкольники нередко «демонстрируют характер» на еженедельной основе.

Приступы гнева у дошкольников будут считаться симптомом оппозиционно-вызывающего расстройства, только если они проявлялись в большую часть дней на протяжении последних шести месяцев, если они сочетались с по крайней мере тремя другими симптомами расстройства, и сопровождались осложнениями (например, разрушение вещей во время приступов гнева, повлекшее за собой отчисление из детского сада).

Симптомы расстройства часто являются частью паттерна проблемного взаимодействия с другими людьми. К тому же индивиды с расстройством не считают себя злобными, конфликтными или дерзкими. Наоборот, они часто считают свое поведение ответом на нереалистичные требования или обстоятельства.

Таким образом, бывает тяжело разъединить вклад индивида с расстройством от проблемного взаимодействия, в котором он/она участвует. Например, дети с ODD могут быть жертвой жестокого обращения родителей, и сложно определить, является ли поведение ребенка причиной или следствием жестокого обращения, или комбинацией этих факторов. Сможет или нет психиатр выделить относительный вклад казуальных факторов, это не должно влиять на диагноз. В ситуации, когда ребенок живет в особенно плохих условиях жестокого обращения и пренебрежения его потребностями (например, в детском доме), участие врача в устранении влияния среды может быть полезным.

Дополнительные характерные черты, подтверждающие диагноз

У детей и подростков оппозиционно-вызывающее расстройство чаще возникает в семьях, в которых процесс воспитания ребенка нарушался из-за постоянной смены ответственных за него взрослых, или в семьях с жестким, непоследовательным, невнимательным воспитанием.

Два наиболее часто встречающихся расстройства, сопряженных с оппозиционно-вызывающим расстройством – это синдром дефицита внимания и гиперактивности и кондуктивное расстройство.

ODD может быть связано с повышенным риском попыток суицида даже в отсутствие сопутствующих расстройств.

Распространение

Оппозиционно-вызывающее расстройство встречается в 1-11% случаев, средний показатель – 3.3%. Этот показатель консистентен для всех стран, рас и этничностей. Степень распространенности этого расстройства зависит от возраста и пола ребенка. Расстройство у детей чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В подростковом и взрослом возрасте превалирование какого-либо пола не наблюдается.

Развитие и течение

Первые симптомы ODD обычно появляются в дошкольном возрасте, редко – в раннем отрочестве. Развитие ODD часто предшествует кондуктивному расстройству, особенно появившемуся в детстве. Однако, многие дети и подростки с ODD не страдают от кондуктивного расстройства.

ODD также связан с риском развития тревожного расстройства и депрессии, даже в отсутствие кондуктивного расстройства. Конфликтное, вызывающее поведение и мстительность являются наиболее частыми факторами риска для развития кондуктивного расстройства, тогда как злобное/раздражительное настроение является фактором риска для эмоциональных расстройств.

Проявления расстройства на протяжении развития индивида являются постоянными. Дети и подростки с ODD испытывают проблемы с адаптацией во взрослом возрасте, включая анти-социальное поведение, проблемы с импульс-контролем, употребление веществ, тревожность и депрессию. Многие типы поведения, типичные для ODD, становятся более частыми в детстве и отрочестве.

Поэтому так важно оценить частоту этих проявлений относительно нормы до того, как их диагностируют как симптомы.

Прогнозирование риска

Темперамент. Факторы, связанные с темпераментом, часто имеют отношение к регулированию эмоций (например, высокий уровень эмоциональной восприимчивости, низкая устойчивость к фрустрации) и могут быть фактором риска.

Среда. В семьях с жестким, непоследовательным, невнимательным воспитанием дети часто получают диагноз ODD, подобные родительские практики играют важную роль в теориях объяснения возникновения этого расстройства. 

Генетическая и психологическая предрасположенность.

 Некоторые нейро-биологические факторы (например, низкий сердечный ритм, электрическая активность кожи, пониженный базальный уровень картизола, атипичные префронтальный кортекс и миндалевидное тело) связаны с ODD.

Однако, большинство исследований не нашло различий между детьми с ODD и кондуктивным расстройством. Таким образом, специфика определяющих ODD факторов остается неясной. 

 

Функциональные последствия ODD

Индивиды с ODD демонстрируют конфликтное поведение с родителями, учителями, начальниками, сверстниками и романтическими партнерами. Это поведение имеет результатом сложности в эмоциональной, социальной, академической и профессиональной сферах жизни.

Схожие диагнозы

Кондуктивное расстройство. Кондуктивное расстройство и ODD оба связаны с проблемами с поведением, приводящими к конфликтам с представителями власти (например, родителями, начальниками).

Проявления ODD носят менее тяжелый характер, чем при кондуктивном расстройстве, и не включают в себя агрессию по отношению к людям и животным, разрушение собственности, обман и кражи.

Далее, ODD связан с проблемами в регулировании эмоций (гнев и раздражительность), которые не являются симптомами кондуктивного расстройства.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности (ADHD). ADHD часто идет в паре с ODD. Для постановки дополнительного диагноза ODD необходимо установить, что нежелание индивида следовать просьбам и требованиям происходит не только в ситуациях, требующих усилий или внимания, или когда требуется сидеть спокойно (например, в классе).

Депрессия и биполярное расстройство. Депрессия и биполярное расстройство часто включают в себя негативные эмоции и раздражительность. Следовательно, диагноз ODD нельзя ставить, если его симптомы проявляются исключительно на фоне расстройств настроения.

Расстройство регуляции поведения. Расстройство регуляции поведения и ODD оба связаны с хроническим плохим настроением и приступами гнева. Однако тяжесть, частота и хронический характер вспышек гнева имеют более яркий характер у индивидов с расстройством регуляции поведения, а не с ODD. 

Таким образом, лишь небольшая часть детей и подростков с ODD страдают от расстройства регуляции поведения. Индивидам с этим расстройством не ставят диагноз ODD, даже при наличии всех его критериев. 

Неустойчивое расстройство личности (IED). IED также характеризуется вспышками гнева. Однако это расстройство связано с серьезными проявлениями агрессии, не являющимися симптомами ODD.

Нарушения интеллектуального развития. Индивидам с нарушениями интеллектуального развития ставится диагноз ODD, только если оппозиционное поведение проявляется гораздо ярче, чем у индивидов на схожем уровне ментального развития с таким же заболеванием.

Нарушение восприятия. ODD также не следует путать со сложностями в следовании указаниям, связанными с нарушением восприятия (например, потеря слуха).

Тревожное расстройство (социофобия). ODD также следует отличать от вызывающего поведения, связанного со страхом перед негативной оценкой окружающих, характерным для тревожного расстройства.

 

Коморбидность

Частота ODD наиболее высока в выборках детей, подростков и взрослых с ADHD, что может быть результатом общих факторов риска, связанных с темпераментом. Также, ODD часто предшествует кондуктивному расстройству, чаще всего появившемуся в детстве.

Индивиды с ODD рискуют развить тревожное и депрессивное расстройства в связи с присутствием гнева и раздражительности. Подростки и взрослые с ODD часто злоупотребляют веществами, хотя до конца не ясно, является ли это независимым от кондуктивного расстройства фактором риска.

  Перевод — Психологическая Студия Полины Гавердовской

Источник: https://bpdfamily.com/content/oppositional-defiant-disorder

Источник: https://personagrata-studio.ru/articles/oppozitsionno-vyzyvayushchee-rasstroystvo-odd/

Оппозиционно-вызывающее расстройство

Эпидемиология. Оппозиционно-вызывающее расстройство представлено у 15 — 20% детей школьного возраста и является причиной до двух третей от всех обращений к детскому психиатру. Мальчики преобладают в соотношении (2-3:1) с выравниванием его к пубертатному периоду. В некоторых исследованиях обнаружено преобладание девочек.

Причины

Негативистичность является нормально-психологической чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если фиксируется в дальнейшем поведении ребенка.

Есть данные о наследственной передаче расстройства, механизм ее неизвестен. Для родителей больных характерна озабоченность контролем над поведением ребенка, упрямство, пассивно-агрессивные черты личности.

Во многих случаях больные являются нежеланными детьми.

Психодинамические теории относят появление оппозиционно-вызывающего расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта.

Оппозиционное поведение внешне утверждает для больного его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается.

Оппозиционность может служить бессознательной защитой от низкой самооценки, чувства собственной несостоятельности.

Оппозиционно-вызывающее расстройство может также возникать при сочетании высокой конституциональной способности ребенка к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. Здесь борьба ребенка за самоопределение может стать устойчивой стратегией защиты от любого последующего вторжения в собственную автономию.

С точки зрения поведенческой теории, расстройство во многом является заученным ответом на порицающее отношение родителей, надеющихся таким образом снизить интенсивность оппозиционного поведения ребенка, а также средством контроля поведения родителей по отношению к себе.

Клиника

Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает на себя внимание в начальной школе.

В противоположность случаям с расстройством социального поведения, здесь больные используют непрямые средства для демонстрации своей агрессивности, им менее свойственна импульсивность, они в меньшей степени готовы к нарушению основных прав окружающих.

Все эти отличия носят скорее количественный характер, качественное своеобразие типа определяется преобладанием пассивно-агрессивных черт личностной структуры. Агрессия адресована преимущественно родителям и учителям.

Стержневой в отношениях с родителями является проблема недостаточного послушания, чаще всего в связи с поведением, самообслуживанием и успеваемостью. Родители нередко обращаются к отолярингологу, предполагая, что поведение детей вызвано нарушением слуха.

Обращенные к себе дисциплинарные ожидания и требования ребенок считает неправомерными, несправедливыми и в ответ на них считает оправданным не только не выполнять их, но и намеренно досаждать взрослым.

В результате постоянных провокаций детей родители часто теряют контроль над ситуацией, их поведение становится непоследовательным, эпизоды интенсивных усилий по поддержанию дисциплины перемежаются фиктивными наказаниями, пустыми угрозами и чрезмерными поощрениями.

Больные обычно неряшливы, несобраны, забывчивы. Это впечатление усиливается при попытках родителей придать их поведению большую организованность, на которые они отвечают легко возникающими, непродолжительными вспышками раздражительности.

Характерной чертой является борьба за отстаивание своей позиции в споре со старшими, в которой ребенок готов скорее лишиться важных для себя привилегий, чем оказаться побежденным.

Оппозиционное поведение может перемежаться с эпизодами чрезмерной покладистости.

Трудности обучения вызваны снижением не интеллекта, а прилежания и отказом от помощи окружающих в решении проблем.

Низкая успеваемость в школе обычно сопряжена со сниженной самооценкой, хотя чувства вины пациенты никогда не испытывают, проецируя ее на окружающих. Состояние стресса в связи с расстройством ощущается скорее окружающими, чем самими больными.

Наряду с обучением страдает и социальное приспособление, у больных часто нет друзей, они не удовлетворены отношениями с окружающими.

Высока коморбидность с аффективными расстройствами и злоупотреблением психоактивными веществами.

Поведенческие отклонения проявляются главным образом во взаимодействии с хорошо знакомыми ребенку людьми и малозаметны в первой клинической беседе.

Пока недостаточно ясно, является ли расстройство транзиторной психологической реакцией или предшественником личностной или иной психической патологии.

Диагноз

Для диагностики оппозиционно-вызывающего расстройства социального поведения состояние, помимо общих признаков для расстройств социального поведения, должно соответствовать следующему:

  1. наличие четырех и более признаков критерия «А» (F91), но не более двух из 9 — 23;
  2. симптомы должны быть неадекватны для возраста развития ребенка;
  3. четыре признака и более должны наблюдаться в течение не менее шести месяцев.

Дифференциальный диагноз. От нормального этапа детской оппозиционности расстройство отличается большей стойкостью и отличием поведения ребенка от большинства своих сверстников.

Эпизод оппозиционности как очерченная во времени реакция на ситуативный стресс диагностируется как адаптационное расстройство.

Черты оппозиционности может принимать синдром тревожности в связи с разлукой в детском возрасте.

Лечение

На практике чаще всего используется комбинация индивидуальной и семейной поведенческой и динамической психотерапии. Овладение родителей поведенческими приемами является решающим в модификации оппозиционного поведения больных.

Изменить поведение ребенка в семье в ходе индивидуальной терапии можно лишь при достижении достаточно глубоких и эмоциональных отношений с психотерапевтом. Проявление реального уважения к независимости ребенка создает предпосылки для осознания им защитного и дезадаптивного характера его оппозиционности.

Самое трудное в терапии — добиться осознания больным его инфантильной потребности в зависимости от родителей, с которыми он постоянно борется.

Источник: https://psyera.ru/4193/oppozicionno-vyzyvayushchee-rasstroystvo

Вызывающее оппозиционное расстройство

Этот тип расстройств поведения характерен для детей младше 9-10 лет. Он определяется наличием заметно вызывающего, непослушного, провокационного поведения и отсутствием более тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других.

Расстройство требует, чтобы удовлетворялись общие критерии F91; даже серьезное непослушание или озорное поведение сами по себе недостаточны для диагноза. Многие считают, что оппозиционно-вызывающее поведение представляет менее тяжелый тип расстройства поведения, а не качественно отличающийся тип.

Исследовательские доказательства недостаточны в том, является ли различие качественным или количественным. Тем не менее, имеющиеся данные предполагают, что самостоятельность этого расстройства может быть принята в основном только у маленьких детей.

Необходимо с осторожностью использовать данную категорию, особенно у более старших детей.

Клинически значимые нарушения поведения у старших детей обычно сопровождаются диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает открытое неповиновение, непослушание или брутальность; хотя нередко им могут предшествовать оппозиционно-вызывающие расстройства в более раннем возрасте. Эта категория включена с целью отражения общей диагностической практики и облегчения классификации расстройств, встречающихся у маленьких детей.

Диагностические указания:

Главным признаком расстройства является постоянно негативистическое, враждебное, вызывающее, провокационное и брутальное поведение, находящееся за пределами нормального уровня поведения для ребенка того же самого возраста в тех же социо-культуральных условиях и не включающее в себя более серьезные нарушения прав других, которые отмечены при агрессивном и диссоциальном поведении в подрубриках F91.0 — F91.2. Дети с этим расстройством имеют тенденцию часто и активно игнорировать просьбы взрослых или правила и намеренно досаждать другим людям. Обычно они сердиты, обидчивы и им легко досаждают другие люди, которых они и обвиняют за свои собственные ошибки и трудности. У них обычно отмечается низкий уровень фрустрационной толерантности и легкая потеря самообладания. В типичных случаях их вызывающее поведение имеет характер провокации, так что они становятся зачинщиками ссор и обычно проявляют чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление властям.

Часто поведение более очевидно во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, которых ребенок хорошо знает, и признаки расстройства могут не проявляться во время клинической беседы.

Ключевым отличием от других видов нарушений поведения является отсутствие поведения, нарушающего законы и основные права других, как например, воровство, жестокость, драки, нападение и разрушительность.

Определенное присутствие какого-либо из вышеизложенных признаков поведения исключает диагноз.

Однако, оппозиционно-вызывающее поведение, как это определено выше, часто отмечается при других типах нарушения поведения.

Если выявляется другой тип (F91.0 — F91.2), то вместо оппозиционно-вызывающего поведения должен кодироваться он.

Исключается:

— расстройство поведения, включая явно или диссоциальное, или агрессивное поведение (F91.0 — F91.2).

Источник: https://vocabulary.ru/termin/vyzyvayuschee-oppozicionnoe-rasstroistvo.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector